Броненосец «Монитор»
Опыт Крымской войны показал значение брони, и нет ничего удивительного в том, что после начала Гражданской войны в США противники начали строительство броненосцев. Конфедерация на обладала развитой кораблестроительной промышленностью, поэтому на Юге решили превратить в броненосец выгоревший и притонувший паровой фрегат «Мерримак». Корабль находился на ремонте в Норфолке, а эта военно-морская база оказалась на территории штата, вышедшего из Союза. Уходя, моряки федеральных сил подожгли фрегат, но его подводная часть и машина уцелели. Южане, преодолев огромные трудности, сумели поднять «Мерримак» и перестроить в броненосец, названный «Вирджиния» в честь одноименного штата.
Когда на промышленно развитом Севере решили начать постройку броненосцев, американский инженер шведского происхождения Джон Эриксон предложил необычный проект. Его корабль должен был иметь сильное бронирование, малую высоту надводного борта, малочисленную, но крупнокалиберную артиллерию, размещенную во вращающейся башне.
Эриксон был настолько уверен в достоинствах своего детища, что начал работу над броненосцем до получения официального заказа. Он согласился строить броненосец на свой страх и риск: по условиям контракта в случае неудачи на испытаниях федеральное правительство могло отказаться от его приемки, а все заплаченные строителю деньги подлежали возврату. Поскольку сведения о переоборудовании «Мерримака» стали известны на Севере, там начались панические настроения, и броненосец Эриксона требовалось создать за 100 дней.
Размещение артиллерии в башнях, вопреки распространенному мнению, нельзя считать революционной для того времени идеей, уже существовала довольно удачная разработка англичанина Кольза, а Дания успела заказать первый башенный корабль. Но отсутствие опыта порождало различные страхи, например, существовало мнение, что «…сотрясение башни после нескольких боевых залпов будет настолько сильно, что люди не в состоянии будут оставаться и действовать из орудий». Также моряки не доверяли разработанной Эриксоном системе вентиляции. Критика проекта раздавалась со всех сторон, но дело двигалось.
«Монитор» в бою с «Виргинией»
Постройка броненосца, получившего название «Монитор» (англ. Moninor означает «наблюдатель, контролер»), началась в Нью-Йорке в октябре 1861 г., 30 января 1862 г. он был спущен на воду, 15 февраля подготовлен к плаванию и через четыре дня сдан правительству. Получается что от закладки до вступления в строй прошло около 120 дней – настоящий подвиг по тем временам. Корабль имел водоизмещение 1003 т, длину – 52 м, ширину – 12,65 м, осадку – 3,2 м, высоту надводного борта – 61 см. Паровая машина мощностью 300 л.с. обеспечивала скорость до 8 узлов. Вооружение – два 11 дюймовых гладкоствольных орудия Дальгрена во вращающейся башне. Броня набиралась из железных плит толщиной в 1 дюйм: бортовая – 5 слоев, башни – 8 слоев; палуба также была защищена железными плитами толщиной 0,5 дюйма. Экипаж – 59 человек. Кроме башни на палубе стояла маленькая и тесная рубка (в дальнейшем Эриксон при постройке «мониторов» размещал рубку на крыше башни), две дымовые трубы в кормовой части, причем перед боем их полагалось убирать, а также два вентилятора. Амбразуры башни имели особые крышки; орудия выдвигали вперед только перед выстрелом.
Командиром «Монитора» был назначен лейтенант Джон Л.Уорден, его помощником – лейтенант Сэмюэль Д.Грин, команду набирали из добровольцев, поскольку службу на подобном корабле считали очень опасной. К месту службы он вышел 6 марта 1862 г., на буксире и в сопровождении двух пароходов. По пути корабли попали даже не в шторм, а так – в зону небольшого волнения. Но и этого едва не оказалось достаточно, чтобы отправить «Монитор» на дно. Но как ни спешили северяне, они опоздали на день.
В субботу, 8 марта, корабли Конфедерации – «Вирджиния» и несколько небольших канонерских лодок и вооруженных пароходов – вышли из Норфолка и направились к Хемптонскому рейду. Там располагалась многочисленная и хорошо вооруженная эскадра северян, состоящая из парусных и паровых кораблей различных классов. Заметив подходящего противника, северяне выслали на разведку канонерскую лодку «Зуав», которая первой открыла огонь. Но «Вирджиния» дерзкую канлодку попросту проигнорировала. А дальше началось форменное избиение: хотя артиллеристы федерального флота энергично и достаточно метко обстреливали броненосец, они не смогли причинить ему повреждений. Южане действовали куда более успешно, артиллерийским огнем был подожжен большой 52 пушечный фрегат «Конгресс». Экипаж покинул обреченный корабль, пожар на котором продолжался всю следующую ночь. Затем выстрелы из пушек и таранный удар отправили на дно 32 пушечный «Камберленд». Его экипаж сражался до конца, но никакой героизм не мог помочь деревянному паруснику устоять в бою против броненосца. Фрегат «Миннесота» во избежание гибели выбросился на мель. Наступающая темнота и повреждения корпуса, полученные броненосцем при нанесении таранного удара, вынудили южан прекратить и отойти. Добить «Миннесоту» и уничтожить другие корабли северяне рассчитывали на следующий день.
9 марта броненосец Конфедерации столкнулся с новым противником. «Монитор» появился на Хэмптонском рейде еще накануне вечером, но уже после прекращения огня. Уорден и его люди видели пожар и взрыв «Конгресса», они знали, с кем придется сражаться. Южане, заметившие «Монитор» ночью в свете пожара, не сразу поняли, что это такое. Лишь когда окончательно рассвело, новый командир «Вирджинии» лейтенант Джонс (его предшественник Бьюкенен накануне был ранен) определил в неказистом «плоту с поставленной на него банкой» своего самого опасного врага.
Первый выстрел по «Монитору» южане сделали в 08: 30, но не попали в малоразмерную цель. Ответ оказался удачнее, но дальгреновские пушки не смогли пробить броню «Вирджинии». Затем и конфедераты начали добиваться попаданий, поразив наиболее заметную мишень – башню. Конструкция Эриксона испытание выдержала с честью. «Слабосильность» орудий дополнялась определенными недостатками их использования: южане не имели закаленных снарядов к нарезным 7 дюймовым орудиям, а северяне стреляли уменьшенными зарядами. «Монитор» по сравнению со своим технически несовершенным и ненадежным противником обладал лучшим ходом и легче управлялся, заметное преимущество давала ему и башня. Хотя и с ней проблем оказалось немало: и привести в движение, и остановить эту махину было совсем не просто. Возникало немало других технических трудностей, усугублявшихся недостаточной подготовкой недавно собранного экипажа.
Не добившись успеха в артиллерийской дуэли, Уорден решил таранить врага и повредить его винт, но немного промахнулся, корабли лишь слегка коснулись друг друга. В этот момент последовал выстрел из 11 дюймовой пушки, но даже в этом случае казематная броня «Вирджинии» оказалась вдавлена, но не пробита.
Джонс все-таки собрался добить «Миннесоту», но сам оказался на мели, сойти с которой удалось не сразу. Теперь командир «Вирджинии» намеревался таранить «Монитор», но его корабль имел слишком малый ход и не смог нанести сильный удар. При столкновении корабли на некоторое время сцепились, и южане уже рассчитывали взять врага на абордаж, но тут броненосцы разошлись. И опять выстрел из башенного орудия в упор не смог пробить броню каземата.
В целом броня обоих кораблей успешно противостояла попаданиям снарядов, хотя среди экипажей и были пострадавшие. Так, окалина с внутренней стороны железной брони попала Уордену в лицо, причем у лейтенанта пострадали глаза и он больше не мог командовать. Броненосец остался без управления, и только примерно через 20 минут лейтенант Грин принял командование на себя. «Вирджиния» в это время отошла и стала ждать продолжения боя. Но его не последовало.
Первый бой броненосцев в истории фактически завершился вничью. Он оказался единственным случаем, когда орудия «Монитора» вели огонь по противнику. 29 декабря 1862 г. он, следуя к Хемптонскому рейду на буксире после ремонта, был захлестнут волной. Около 23 часов корабль быстро затонул, унеся с собой 16 моряков; 49 членам экипажа удалось спастись. На месте его гибели в последней трети ХХ и начале XXI в. велись подводные работы, удалось поднять на поверхность винт, машину, башню и множество мелких предметов. Все они ныне экспонируются в музее. А слово «монитор» на многие десятилетия стало обозначать целый класс башенных низкобортных броненосцев, преимущественно прибрежного действия.
Из книги Мониторы северян, 1861–1865 автора Иванов С. В.«Монитор» и «мониторная лихорадка» Колебания «Броненосной конторы» в плане одобрения проекта Эрикссона вполне объяснимы: слишком уж революционный корабль предлагал инженер. Один из конторских требовал от конструктора установить мачты и паруса, однако его предложения
Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил МихайловичМонитор «Роанак» Паровой фрегат «Роанак» вошел в состав флота в 1857 г. После знаменитых событий на Хэмптонском рейде, корабль принесли в жертву на алтаре военно-морских экспериментов. Фрегат направили в Нью-Йорк на завод для перестройки в под руководством мистеров Джона
Из книги Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова" автора14. Броненосец № 8 Добившись выяснения типа броненосца № 7 и все еще не веря в то, что и следующий броненосец № 8 будет позволено строить по тому же проекту, С.К. Ратник предпринял новые решительные меры давления на министерство. Понимание бесценности невозвратно утекающего
Из книги Броненосцы Японии. автора Белов Александр АнатольевичБроненосец "Мэн"
Из книги Первые броненосцы Германии автора Быстров Алексей Александрович Из книги Брустверно-башенные броненосцы “Глаттон”, “Девастейшен”, “Тандерер” и “Дредноут”. 1868-1908 гг. автора Мордовин ПавелБроненосец "Фудзи" В 1897 г. два броненосца первого класса "Фудзи" и "Яшима" пришли в Японию. Они стали для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества, обеспечить стране Восходящего
Из книги автораБроненосец "Яшима" Броненосец "Яшима" заложили 28 декабря 1894 г. на верфи Армстронга (Armstrong С°) в Эльсвике (Elswick). Он получил заводской номер 625. Корабль спустили через четырнадцать месяцев (28 февраля 1896 г., т.е. ранее чем "Фудзи"). Броненосец вошел в строй 9 сентября 1897 г. Во время
Из книги автораБроненосец "Ики" Броненосец "Ики". (Наружный вид. 1906 г.)Устройство русских кораблей, по безволию бездарного царя и его холуйского окружения попавших в руки японцев, неоднократно описано в отечественной литературе, поэтому остановимся лишь на некоторых вопросах, связанных
Из книги автораБроненосец "Сагами" Заложенный 9 ноября 1895 г. в старом деревянном эллинге Балтийского завода эскадренный броненосец "Пересвет" был спущен на воду 7 мая 1898 г. и вошел в строй в 1901 г. Корабль имел следующие тактико-технические данные: длина наибольшая – 132,4 м, ширина – 21,8 м,
Из книги автораБроненосец "Катори" Броненосец "Катори", однотипный с "Кашима", но имеющий незначительные отличия в размерениях, заложили 27 апреля 1904 г. на верфи фирмы Виккерса и Максима в Барроу. Заказ обоих броненосцев, как уже указывалось, последовал одновременно – в декабре 1903 г. (по
Из книги автораБроненосец "Аки" 15 апреля 1907 г. в Куре состоялся спуск на воду эскадренного броненосца "Аки" (его спуск ожидался 6 августа 1907 г.), заложенного 15 марта 1906 г. Проектирование корабля завершили в 1905 г., достройку на плаву закончили в декабре 1909 г., но в строй он вошел только 11 марта
Из книги автораМонитор “Арминиус” Арминиус – вождь древнегерманских племён, организатор войны против римлян.Корабль был приобретён Пруссией на средства, собранные по добровольной подписке, объявленной на создание немецкого военного флота. Стоимость составила 62890 талеров (1 886847
Из книги автораОднобашенный монитор “Glatton” Монитор “Glatton” строился по чертежам г. Рида. Он был заложен в 1868 году, когда в Англии было обращено большое внимание на постройку башенных броненосцев разных типов. Приступая к его постройке английское адмиралтейство заявило в парламенте, в
Из книги автора Из книги автора Из книги автораДвухбашенный монитор “Dreadnought” Этот броненосец, первоначально наименованный “Furu”, был начат постройкой в Пемброке в феврале 1870 года по чертежам г. Рида, который, руководствуясь основными принципами постройки “Devastation”, хотел создать новым броненосцем
«Монитор» | |
---|---|
USS Monitor | |
Броненосец «Монитор» |
|
Служба | |
США | |
Класс и тип судна | броненосец |
Организация | ВМС США |
Изготовитель | Нью-йоркская судоверфь |
Строительство начато | 4 октября 1861 года |
Спущен на воду | 30 января 1862 года |
Выведен из состава флота | 29 декабря 1862 года |
Статус | затонул |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 987 тонн |
Длина | 52 м |
Ширина | 12,5 м |
Осадка | 3,2 м |
Бронирование | железо |
Скорость хода | 8 узлов (14,8 км/ч) |
Экипаж | 59 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | Две 279-мм гладкоствольные пушки Дальгрена |
Медиафайлы на Викискладе | |
История появления
Недостатки
Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке, «Монитор» обладал множеством недостатков.
Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшим развивать скорость всего в 9 узлов . Однако даже такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море, которое было всего в 2-3 балла , но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной, и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы, и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.
Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству заместителя командира корабля лейтенанта Грина башня вращалась то туго, то легко и быстро: «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».
Многие недостатки корабля можно было бы исправить, но завершившееся строительство «Виргинии» потребовало немедленного ввода «Монитора» в строй.
Битва на рейде Хемптон-Роудс
В ходе боя броненосца южан «Виргиния» против блокадной эскадры северян 8 марта 1862 года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Виргиния», не понеся никаких ощутимых потерь, уничтожила два мощных корабля противника («Камберленд» и «Конгресс») и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером «Монитор» оказался последним средством, способным оказать сопротивление «Виргинии».
Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (John L. Worden) . Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грин (Samuel Dana Greene ), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (Alban C.Stimers ), служивший на «Мерримаке» до его захвата.
После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на «Мониторе», пользуясь паровым приводом поворота башни, разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для её защиты, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.
Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой, и приказы передавались через матросов, бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на «Мониторе» были людьми сухопутными, и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта, вскоре были затёрты, и Грину часто приходилось вести стрельбу, полагаясь лишь на собственную интуицию.
Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику, лейтенант Уорден попытался таранить «Виргинию» со стороны винта. Однако «Виргиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее, залп «Монитора» с минимального расстояния пробил-таки броню «Виргинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой, и течь не образовалась. В свою очередь, капитан «Виргинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на «Виргинии», корабль лишился ещё в предыдущий день в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низко сидящий в воде «Монитор» тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.
В башне «Монитора» кончились ядра, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку, «Виргиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре «Монитор» вернулся в бой.
К исходу третьего часа боя наводчики «Виргинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан «Монитора» Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грин, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив, и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда, не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка, устала как физически, так и психологически. Грин писал:
«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно чёрным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть - с тем же успехом я мог попытаться взлететь».
Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом «Монитора» и позднее требовал отстранения Грина от командования. Ряд газет (как Севера, так и Юга) прямо обвинял экипаж «Монитора» в трусости.
Командование «Виргинии» было удивлено отходом «Монитора» (он казался противнику неповреждённым) и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Виргиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся
Когда в 1861 году в Соединенных Штатах началась гражданская война, флоты европейских держав уже были вооружены неуклюжими броненосными батареями времён Крымской войны, а первый французский мореходный броненосец «Глуар» успел вступил в строй. Однако в конструкции европейских броненосцев было мало действительно нового. Настоящей революцией в военном кораблестроении стал американский «Монитор», спущенный на воду 30 января 1862 года – именно он во многом определил концепцию дальнейшего развития капитального корабля. Первый в мире башенный корабль, первый броненосец береговой обороны специальной постройки, участник первого сражения броненосных кораблей, революционное оружие и один из символов Гражданской войны в США – всё это о броненосце «Монитор», спроектированном изобретателем Джоном Эрикссоном .
Всё в этом корабле было или самым современным, или изобретённым специально для него: едва выдающийся над водой прочный и лёгкий железный корпус, минимальная высота надводного борта, железная броня на толстой деревянной подложке, паровые котлы и машина, расположенные ниже уровня воды. Такая конструкция делала «Монитор» очень сложной целью для вражеской артиллерии – в этот корабль было трудно попасть, еще труднее было пробиться к его жизненно важным механизмам.
Не менее впечатляющей была и степень механизации корабля. Малогабаритная, надёжная и эффективная паровая машина с оппозитным расположением цилиндров, паровые насосы и опреснитель воды, принудительная вентиляция помещений, паровой привод подъема и вращения башни… Все эти машины и механизмы позволили максимально сократить численность экипажа, а, значит, и стоимость содержания броненосца. Наконец, главным нововведением стала башня, прикрытая толстой броней, вращавшаяся на 360 градусов и имевшая почти круговой сектор ведения огня. В башне были установлены две крупнокалиберные бомбические пушки с боекомплектом из сплошных ядер, бомб и бронебойных снарядов.
Впрочем, «Монитор» имел и серьезные недостатки – крайне плохую мореходность, низкую скорость, весьма ограниченный обзор из броневой рубки, совершенно не подходящую для тарана носовую часть и крошечный запас плавучести. Тем не менее, этот корабль стал быстрой и качественной реализацией удачной концепции, имел успешную боевую биографию и по праву заслужил статус национального символа США.
В новом интерактивном проекте портала Warspot вы можете ознакомиться с внешним видом и внутренним устройством американского броненосца «Монитор», описанными на основании архивных чертежей, свидетельств современников и фактически сохранившихся частей корабля.
Элементы корабля обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с тем или иным элементом, наведите курсор на соответствующий маркер и щёлкните по нему.
Двигательная установка
Двигательная установка броненосца «Монитор»: 1 – перо балансирного руля; 2 – четырехлопастной гребной винт; 3 – паровой конденсатор; 4 – паровая машина; 5 – платформа под паровую машину; 6 – угольный бункер; 7 – коробчатый огнетрубный паровой котел; 8 – дымовая труба; 9 – вентиляционная труба.
Перо балансирного руля
При перекладке балансирного руля встречные потоки воды содействовали его отклонению своим давлением на заднюю часть пера. Это позволяло прилагать меньше усилий для вращения штурвала при ручном приводе руля. Балансирный руль позволял обойтись одним членом экипажа (рулевым) для управления кораблем.
Четырехлопастной гребной винт
На большинстве винтовых пароходов середины XIX века устанавливали двухлопастные гребные винты, которые имели больший КПД, но часто ломались. По замыслу изобретателя, более прочный винт с четырьмя лопастями должен был работать плавнее и тише. На практике оказалось, что вращаясь, такой винт приводит к столь же сильным сотрясениям кормы, что и двухлопастной – проблема состояла в форме рабочей поверхности винта. Однако для военного корабля большая надежность четырёхлопастного винта была важнее.
Паровой конденсатор
Паровые котлы могут превращать в пар пресную или соленую морскую воду. Для кипячения соленой воды нужно потратить больше угля, а соли, оставшиеся после испарения воды, засоряют котел и вскоре приводят к поломке паровой машины. Очевидно, что лучше всего питать котлы пресной водой, однако в открытом море ее неоткуда взять. Можно везти пресную воду с собой, но в таком случае она займет много пространства и будет тяжелым бесполезным грузом. Эрикссон решил эту проблему. До начала работы котлы заполнялись пресной водой, затем выработанный пар приводил в действие паровую машину, после чего охлаждался и оседал в специальном конденсаторе. Затем конденсат снова подавался в котлы. Хотя часть воды испарялась, и приходилось брать соленую забортную воду, это был более эффективный способ, чем простое использование соленой воды. Побочным, но не менее важным эффектом стала возможность опреснять воду для нужд экипажа. Дальность действия пароходов в море больше не ограничивалась наличием пресной воды.
Паровая машина
Одной из ключевых идей, реализованных при строительстве «Монитора», стала минимально возможная высота надводного борта – защитить механизмы корабля должна была сама толща воды. Для этого нужно было разместить эти механизмы ниже ватерлинии – проблема состояла в габаритах обычных паровых машин. Эрикссон не мог просто взять и поставить на свой броненосец готовую паровую машину – она была бы слишком громоздкой и не уместилась бы только в подводной части. Инженер справился с задачей, создав компактную машину с оппозитным расположением цилиндров.
Угольный бункер
Бункеры (угольные ямы) предназначались для хранения каменного угля – топлива для паровых котлов. Их старались расположить как можно ближе к машинному отделению, чтобы было проще подавать топливо к котлам. Для команды любого парохода погрузка угля была самым тяжелым и неприятным занятием. Кроме того, после ее завершения требовалось отмыть внутренние помещения от вездесущей угольной пыли. Помимо основного назначения, на военных кораблях бункеры служили защитой машинного и котельного отделений (пробив борт, вражеский снаряд должен был застрять в угле). Кроме того, заполненный топливом бункер служил для поглощения осколков и энергии взрыва. Так, угольный бункер толщиной 2750 мм был эквивалентен 114-мм железной броне.
Коробчатый огнетрубный паровой котел
Для обеспечения паром основной и вспомогательных паровых машин на «Мониторе» установили четыре огнетрубных коробчатых котла, в каждый из которых уголь загружался в одну топку. Огнетрубными называют паровые котлы, в которых продукты сгорания топлива движутся внутри труб, снаружи омываемых водой. Корпус огнетрубного котла заполняется питательной водой с таким расчетом, чтобы она покрывала все поверхности нагрева и огневую камеру с учетом возможных кренов и дифферентов судна. Расход воды, испарившейся в котле, восполняется подачей свежей воды.
Дымовая труба
Дымовая труба служила для отвода из паровых котлов продуктов сгорания, а также увеличения тяги в топках котлов. Первоначально высокая цилиндрическая труба предусмотрена не была, а роль дымоходов выполняли два невысоких короба. В боевом положении они убирались, тяга резко падала, и максимальная скорость броненосца снижалась с 7 до 5 узлов. После сражения на Хэмптонском рейде на «Монитор» была установлена новая высокая цилиндрическая труба, которую при необходимости можно было снять силами экипажа.
Вентиляционная труба
Как и в случае с дымовой трубой, исходный проект «Монитора» не предусматривал наличия вентиляционной трубы – воздух в машинно-котельное отделение поступал через два решетчатых люка. Такое инженерное решение не обеспечивало людей и котлы достаточным количеством свежего воздуха, кочегары и машинисты жаловались на жар и духоту. Кроме того, даже при плавании в закрытой акватории в вентиляционные люки часто попадала вода. Проблему решили, установив над люками съемные цилиндрические вентиляционные трубы. Тяга в воздуховоде вентиляционной системы увеличилась, вода перестала заливать машину. Следует отметить, что «Монитор» был первым броненосцем нового типа, а потому степень влияния повреждений дымовых и вентиляционных труб на его скорость оставалась неясной. Боевой опыт подсказал, что прямое попадание в трубы случается очень редко, а труба, пробитая осколками – все равно лучше, чем ничего.
Полномасштабная реплика паровой машины броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org
Башня и артиллерия
Бронированная башня с круговым сектором вращения считается «изюминкой» проекта «Монитор». Принято считать, что конструкцию этого сложного и причудливого механизма разработал сам Эрикссон, однако это не так. Изобретателем башни, использованной на «Мониторе», стал американец Теодор Тимби. В конце 1840-х годов он разработал башню для военных нужд армии и флота. Для демонстрации своего изобретения Тимби изготовил масштабную модель, которую продал администрации Белого дома. За использование своей башни в конструкции первого монитора Тимби получил 13 500 долларов, что составило 5% от общей суммы выплаченных вознаграждений. Известно, что Эрикссон старался не акцентировать внимание на этом вопросе – видимо, его вполне устраивало повсеместное использование термина «башня Эрикссона» .
Схема орудийной башни броненосца «Монитор»: 1 – правая паровая машина привода вращения; 2 – механизм привода вращения; 3 – вооружение (две 11-дюймовые пушки Дальгрена); 4 – тяга механизма поднятия башни; 5 – броневые заслонки пушечного порта; 6 – листы брони на крыше башни; 7 – люк в крыше; 8 – железные балки крыши; 9 – броня башни.
Правая паровая машина привода вращения
Для вращения башни использовался своеобразный механизм, по своему действию схожий с домкратом. Вначале две паровые машины приподнимали всю башню над палубой корабля, а затем привод вращения поворачивал ее вокруг своей оси. После этого башня снова опускалась на палубу. В бою осколки снарядов нередко попадали в щель между поднятой башней и палубой – иногда это приводило к заклиниванию башни и невозможности её вращения.
Механизм привода вращения
Полное круговое вращение осуществлялось за 22,5 секунды. При этом моряки отмечали, что навести башню точно на цель невозможно.
Офицеры осматривают башню броненосца «Монитор» после боя на Хэмптонском рейде. На броне видны вмятины от снарядов «Вирджинии»
history.navy.mil
Вооружение
Орудия конструкции американского изобретателя и артиллериста Джона Дальгрена, вероятно, были самыми удачными представителями класса бомбических пушек. В 1822 году французский генерал Анри Пексан предложил вместо многочисленных мелкокалиберных пушек вооружать корабли несколькими пушками наибольшего из возможных калибров. Принцип действия бомбических пушек основывался на том, что попадание одной начиненной порохом бомбы нанесет врагу куда больший ущерб, чем попадания нескольких небольших ядер или бомб, сравнимых с ней по весу. Поскольку основной урон должен был наносить взрыв, а не удар, особого значения скорость снаряда не имела, и можно было выстрелить более тяжелой бомбой на большее расстояние. Первые образцы бомбических пушек могли стрелять только бомбами, но по мере совершенствования технологии изготовления этих орудий к 1850-м годам из них стало возможно вести огонь любыми типами боеприпасов.
Первые «дальгрены» поступили на вооружение американского флота в 1855 году (это были 152-мм пушки). Вскоре номенклатура орудий была расширена, и началось производство целой линейки калибров: 6, 8, 9, 10, 11 и даже 15 и 20 дюймов. За характерную внешность за пушками Дальгрена закрепилось прозвище «бутылки с содовой» . 11-дюймовая пушка была разработана и принята на вооружение в 1856 году. Всего до 1864 года на государственных арсеналах и частных сталелитейных заводах было изготовлено 465 единиц.
Регистрационный номер |
27 «Worden»; 28 «Ericsson» |
---|---|
Год производства |
|
Материал ствола |
|
Калибр (диаметр ствола) |
279 мм (11 дюймов) |
Вес порохового заряда |
6,8 кг (15 фунтов) |
Типы снарядов |
чугунное сплошное ядро весом 166 фунтов (75 кг); разрывная бомба весом 133,5 фунта (60 кг); стальное бронебойное ядро весом 166 фунтов (75 кг) |
Длина ствола |
4,089 м (161 дюйм) |
Вес ствола |
7130кг (15 720 фунтов) |
Изготовитель |
Арсенал в Вест-Пойнте (West Point Foundry) |
Текущее состояние |
на консервации в Морском музее в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния |
11-дюймовая пушка Дальгрена и ее обслуга. Палуба американского шлюпа «Кирсардж». Сидней, 1869 год
history.navy.mil
Во время сражения между «Монитором» и броненосцем конфедератов «Вирджиния» ни один из них не смог пробить вражескую броню. Если для «Вирджинии» это можно объяснить отсутствием в её боекомплекте бронебойных снарядов, то ситуация с федеральным броненосцем была более сложной. После печально известного инцидента на борту шлюпа «Принстон», когда разорвавшаяся бомбическая пушка убила членов американского правительства, янки решили ограничить вес пороховых зарядов. Согласно правилам, вышедшим в 1860 году, для 11-дюймовой пушки Дальгрена следовало использовать заряд пороха весом 6,8 кг. Известно, что специально для сражения с «Вирджинией» для пушек «Монитора» было произведено 48 чрезвычайно дорогих и сложных в изготовлении стальных бронебойных ядер. Энергии от сгорания почти семи килограммов пороха было недостаточно, чтобы разогнать столь тяжелые ядра до скорости, необходимой для пробития брони «конфедерата».
После сражения на Хэмптонском рейде вес заряда увеличили до 9 кг, при использовании которого 102-мм броня «Вирджинии» могла бы быть пробита с дистанции около 240 м (согласно результатам официальных испытаний). Фактически же броня южного броненосца была низкого качества и не могла соперничать со сплошными бронеплитами британской выделки, на которых испытывались «дальгрены» северян. Кроме того, во время войны янки безопасно использовали заряд весом в 15 кг, а это значит, что бронебойные возможности 11-дюймового «дальгрена» были еще выше.
Броня башни
Вертикальная поверхность башни состояла из восьми слоев железных листов толщиной 25,4 мм каждый – листы этой импровизированной брони скреплялись насквозь заклепками. Никакой подложки для улавливания осколков предусмотрено не было. Если сравнивать наборную многослойную броню из однодюймовых листов с эталонной сплошной броней британской выделки, то она примерно наполовину слабее (по данным английских натурных опытов конца 1860-х годов). Северяне располагали технической возможностью изготовления сплошных бронеплит (что и было сделано для броненосца «Нью-Айронсайдс»), но производство многослойной брони было проще, быстрее и намного дешевле.
Консервация оригинальной башни и пушки броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org
Конструкция корпуса
Конструкция корпуса броненосца «Монитор»: 1 – железные шпангоуты; 2 – вертикальная подложка бортовой брони (дуб толщиной 356 мм); 3 – дубовые бимсы палубы; 4 – горизонтальная подложка бортовой брони (сосна толщиной 356 мм); 5 – палубный настил и подложка бронепалубы (сосна толщиной 178 мм); 6 – броня борта (три-пять железных листов, толщина каждого листа – 24,4 мм); 7 – броневая палуба (два железных листа, толщина каждого листа – 12,7 мм).
В начале 1860-х годов гражданские и военные паровые суда строились, в основном, из дерева. Корпуса деревянных пароходов расшатывались от сильной вибрации механизмов, были пожароопасными, тяжелыми и недолговечными. Куда более прогрессивным материалом для строительства судов с паровой машиной стало железо. При постройке небольших судов оно использовалось еще за полвека до начала Гражданской войны, однако янки строили деревянные суда почти до конца XIX века, что объясняется изобилием в США дерева и большими пошлинами на ввоз железа из Европы. Кроме того, в середине XIX века в США еще не существовало мощной металлургической промышленности. Не спешили переходить на изготовление железных корпусов и верфи – американским рабочим не хватало квалификации, а многие судостроители не могли приобрести дорогостоящие машины для обработки железных листов и профилей.
Все это отразилось на конструкции корпуса «Монитора». С одной стороны, броненосцу не нужно было «отрабатывать» вложенные в него деньги (в отличие от коммерческого судна), поэтому при его постройке использовалось более дорогое железо. С другой – Соединенные Штаты оставались аграрной страной с развивающейся промышленностью, чей уровень был далек от английской и французской индустрии. Поэтому даже при строительстве такого революционного корабля как первый башенный броненосец, широко применялось дерево. По сути, «Монитор» был композитным кораблем – из железа изготовили его набор (киль и шпангоуты) и наружную обшивку, а бимсы палубы были дубовыми.
Листы обшивки корпуса имели небольшую длину и ширину, благодаря чему их было легко изгибать и устанавливать. Гибка листов производилась с помощью вальцов, которые можно было регулировать для придания листам необходимой кривизны. При этом форма листов была простой. Чтобы получить лист сложной формы, его следовало нагреть до красного каления и выковать на ковочном штампе. В условиях нехватки времени судостроителям пришлось остановиться на простой форме корпуса и не использовать листы сложной формы. В итоге угловатость корпуса негативно сказывалась на скорости и мореходности корабля. Как только не глумились газетчики над «гадким утенком» Эрикссона, но в истории осталось наиболее широко известное прозвище – «головка сыра на плоту» (иногда переводят как «бочонок на плоту»).
Выбор места для быстрой постройки железного броненосца был крайне ограничен. Фактически он свелся к самому технически передовому металлообрабатывающему предприятию Севера – Континентал Айрон Уоркс в Нью-Йорке (Continental Iron Works). Строительство корпуса велось очень быстро – от его закладки до спуска на воду прошло всего три месяца.
Продольный разрез корпуса броненосца «Монитор» по башне (из комплекта оригинальных чертежей)
monitor.noaa.gov
Носовая часть
Носовая часть броненосца «Монитор»: 1 – жилые помещения; 2 – каюты офицеров; 3 – цепной ящик; 4 – боевая и ходовая бронированная рубка; 5 – шахта якоря; 6 – спасательная шлюпка.
В носовой части броненосца располагались жилые помещения и кладовые. Каюты, располагавшиеся ближе всего к боевой и ходовой рубке, занимали офицеры (это было сделано, чтобы они могли быстрее попасть в центр управления кораблем).
Бронированная боевая рубка была одновременно и ходовой рубкой. Таким образом, и в бою, и во время переходов управлять «Монитором» приходилось из тесного помещения с минимальным обзором. Первоначально рубка имела кубическую форму (то есть, с вертикальными стенками), но слабость такой конструкции проявилась во время боя на Хэмптонском рейде. В ходе модернизации защиту рубки усилили скосами до уровня наблюдательных щелей – после этого центр управления кораблём стал иметь почти пирамидальную форму.
По замыслу Эрикссона, в боевой обстановке ни один из членов экипажа не должен был находиться вне защиты брони, поэтому якорь был подвешен в специальной шахте на носу корабля. С одной стороны, это позволяло поднимать и опускать его, не поднимаясь на палубу, с другой – сильно снижало прочность носовой части. Первый же бой «Монитора» (с «Вирджинией») сопровождался обменом таранными ударами, нередки были тараны и в дальнейшем. По этой причине носовую часть первых серийных мониторов (типа «Пассаик») усилили, убрав шахту для якоря из чертежей.
Оригинальный якорь броненосца «Монитор». Национальный морской музей Америки
marinersmuseum.org
Монитор (башенный корабль береговой обороны) |
|
Полное водоизмещение |
|
Длина, ширина, осадка |
54,6 × 12,6 × 3,2 м |
Двигательная установка |
1 оппозитная двухцилиндровая паровая машина (320 индикаторных л. с., 240 кВт) 2 коробчатых огнетрубных котла 1 четырехлопастной гребной винт |
Наибольшая скорость |
6 узлов (11 км/ч) |
49 человек |
|
Вооружение |
две 11-дюймовые (280 мм) гладкоствольные дульнозарядные пушки Дальгрена |
железная броня (площадь бронирования – 100%): башня – 8 дюймов (203 мм); полный пояс по ватерлинии – 3–5 дюймов (76–127 мм); верхняя палуба – 1 дюйм (25 мм); броневая рубка – 9 дюймов (229 мм) |
В этой статье не хватает информации.
Появление мониторовМониторы ВМФ СШААмериканский флот, впервые воплотивший идею монитора, построил значительное количество кораблей этого класса. На основании опыта действий во время Гражданской Войны 1861-1865 американские адмиралы длительное время считали мониторы лучшими военными кораблями; дополнительным фактором было то, что преобладавшие в то время изоляционистские воззрения предполагали основной задачей броненосных кораблей береговую оборону.
Мониторы в боюПервый бой броненосцев, а именно «Монитора» и казематной «Вирджинии» (в отечественной литературе закрепилось первоначальное название - «Мерримак») произошёл 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде в ходе Гражданской войны в США . Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки «Вирджинии», представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям, а ядра «Монитора» вылетали со сниженной начальной скоростью из-за уменьшенных пороховых зарядов, предусмотренных из опасения разрыва установленных на нём новейших орудий Дальгрена. Если бы корабли были подготовлены к бою друг с другом, вероятно, что результаты поединка были бы иными. Де факто патовый результат боя не помешал северянам объявить о своей победе, что серьёзно повлияло на оценку данного класса кораблей; вскоре на воду был спущен крупный флот мониторов, бывших в большей или меньшей степени увеличенными копиями своего родоначальника. Среди них были как корабли для рек и прибрежных районов, так и мореходные, и даже океанские, многие эксперты склонялись ко мнению, что мониторы в ближайшем будущем вытеснят все остальные типы боевых кораблей. Между тем, в открытом море мониторы оказались очень уязвимы: сам первый «Монитор» утонул во время шторма у мыса Гатеррас, другой - на стоянке в порту от захлестнувшей его палубу с открытыми люками волны. Естественно, уже при незначительном волнении ни о каком ведении монитором боя речи тем более не шло. Кроме того, мониторы почти не имели запаса плавучести и шли на дно от малейшей пробоины в подводной части, то есть, не обладали живучестью - способностью оставаться на поверхности воды и продолжать бой при получении повреждений. Разработка же тяжёлых орудий, способных эти повреждения им нанести несмотря на броню, была лишь делом времени, не говоря уже о минах и вскоре появившихся торпедах. Будучи, благодаря сочетанию мощной брони и практически кругового обстрела из орудий главного калибра, превосходными кораблями для боя, мониторы оказались ужасны с точки зрения службы мирного времени: условия нахождения экипажа на их борту были близки к нестерпимым. Так, температура в машинном отделении, заключённом внутри почти полностью находящегося под водой железного корпуса, достигала 62°С, при этом вентиляционные люки на палубе приходилось держать закрытыми уже при небольшом волнении, так как волны перехлёстывали через низкий борт. Остальной экипаж также размещался ниже ватерлинии, в условиях недостаточной вентиляции, тесноты и темноты. Для мореходного броненосца оказалось необходимо иметь высокий борт, пусть даже и не полностью защищённый бронёй, а также обширные небронированные корпусные и палубные надстройки для размещения экипажа и других целей. В результате эволюция броненосных кораблей пошла по другому пути - вместо целиком закованных в броню «неуязвимых» мониторов стали строить корабли, имеющие сравнительно узкий пояс по ватерлинии и большой запас плавучести, за счёт чего они не тонули даже при принятии на борт большого количества воды через пробоины от снарядов или торпед. В то же время, мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус » (1916, 8000 т, 2×381 мм) и «Робертс» (1941, 9100 т, 2×381 мм), а также советский «Хасан» (1942, 1900 т, 6×130 мм). Также в какой-то мере их развитием стал самостоятельный тип корабля - броненосец береговой обороны . Напишите отзыв о статье "Монитор (класс корабля)"ПримечанияСм. такжеОтрывок, характеризующий Монитор (класс корабля)Почувствовав чьё-то знакомое присутствие, я тут же обернулась – рядом стоял Север.– Мужайся, Изидора. Я пришёл помочь тебе. Знаю, тебе очень тяжко, я обещал твоему отцу, что помогу тебе... – Поможешь – в чём? – горько спросила я. – Ты поможешь мне уничтожить Караффу? Север отрицательно мотнул головой. – А другая помощь мне не нужна. Уходи Север. И отвернувшись от него, я стала смотреть, как горело то, что всего ещё минуту назад было моим ласковым, мудрым отцом... Я знала, что он ушёл, что он не чувствовал этой бесчеловечной боли... Что сейчас он был от нас далеко, уносясь в неизвестный, чудесный мир, где всё было спокойно и хорошо. Но для меня это всё ещё горело его тело. Это горели те же родные руки, обнимавшие меня ребёнком, успокаивая и защищая от любых печалей и бед... Это горели его глаза, в которые я так любила смотреть, ища одобрения... Это всё ещё был для меня мой родной, добрый отец, которого я так хорошо знала, и так сильно и горячо любила... И именно его тело теперь с жадностью пожирало голодное, злое, бушующее пламя... Люди начали расходиться. На этот раз казнь для них была непонятной, так как никто не объявил, кем был казнимый человек, и за что он умирал. Никто не потрудился сказать ни слова. Да и сам приговорённый вёл себя довольно странно – обычно люди кричали дикими криками, пока от боли не останавливалось сердце. Этот же молчал даже тогда, когда пламя пожирало его... Ну, а любая толпа, как известно, не любит непонятное. Поэтому многие предпочитали уйти «от греха подальше», но Папские гвардейцы возвращали их, заставляя досматривать казнь до конца. Начиналось недовольное роптание... Люди Караффы подхватили меня под руки и насильно впихнули в другой экипаж, в котором сидел сам «светлейший» Папа... Он был очень злым и раздражённым. – Я так и знал, что он «уйдёт»! Поехали! Здесь нечего больше делать. – Помилуйте! Я имею право хотя бы уж видеть это до конца! – возмутилась я. – Не прикидывайтесь, Изидора! – зло отмахнулся Папа, – Вы прекрасно знаете, что его там нет! А здесь просто догорает кусок мёртвого мяса!.. Поехали! И тяжёлая карета тронулась с площади, даже не разрешив мне досмотреть, как в одиночестве догорало земное тело безвинно казнённого, чудесного человека... моего отца... Для Караффы он был всего лишь «куском мёртвого мяса», как только что выразился сам «святейший отец»... У меня же от такого сравнения зашевелились волосы. Должен же был, даже для Караффы, существовать какой-то предел! Но, видимо, никакого предела и ни в чём, у этого изверга не было... Страшный день подходил к концу. Я сидела у распахнутого окна, ничего не чувствуя и не слыша. Мир стал для меня застывшим и безрадостным. Казалось – он существовал отдельно, не пробиваясь в мой уставший мозг и никак не касаясь меня... На подоконнике, играясь, всё также верещали неугомонные «римские» воробьи. Внизу звучали человеческие голоса и обычный дневной шум бурлящего города. Но всё это доходило до меня через какую-то очень плотную «стену», которая почти что не пропускала звуков... Мой привычный внутренний мир опустел и оглох. Он стал совершенно чужим и тёмным... Милого, ласкового отца больше не существовало. Он ушёл следом за Джироламо... Но у меня всё ещё оставалась Анна. И я знала, что должна жить, чтобы спасти хотя бы её от изощрённого убийцы, звавшего себя «наместником Бога», святейшим Папой... Трудно было даже представить, если Караффа был всего лишь его «наместником», то каким же зверем должен был оказаться этот его любимый Бог?!. Я попыталась выйти из своего «замороженного» состояния, но как оказалось – это было не так-то просто – тело совершенно не слушалось, не желая оживать, а уставшая Душа искала только покоя... Тогда, видя, что ничего путного не получается, я просто решила оставить себя в покое, отпустив всё на самотёк. Ничего больше не думая, и ничего не решая, я просто «улетела» туда, куда стремилась моя израненная Душа, чтобы спастись... Чтобы хотя бы чуточку отдохнуть и забыться, уйдя далеко от злого «земного» мира туда, где царил только свет... Я знала, что Караффа не оставит меня надолго в покое, несмотря на то, что мне только что пришлось пережить, даже наоборот – он будет считать, что боль ослабила и обезоружила меня, и возможно именно в этот момент попробует заставить меня сдаться, нанеся какой-то очередной ужасающий удар... Дни шли. Но, к моему величайшему удивлению, Караффа не появлялся... Это было огромным облегчением, но расслабляться, к сожалению, не позволяло. Ибо каждое мгновение я ожидала, какую новую подлость придумает для меня его тёмная, злая душа... Боль с каждым днём потихонечку притуплялась, в основном, благодаря пару недель назад происшедшему и совершенно меня ошеломившему неожиданному и радостному происшествию – у меня появилась возможность слышать своего погибшего отца!.. Я не смогла увидеть его, но очень чётко слышала и понимала каждое слово, будто отец находился рядом со мной. Сперва я этому не поверила, думая, что просто брежу от полного измождения. Но зов повторился... Это и, правда, был отец. От радости я никак не могла придти в себя и всё боялась, что вдруг, прямо сейчас, он просто возьмёт и исчезнет!.. Но отец не исчезал. И понемножку успокоившись, я наконец-то смогла ему отвечать... – Неужели это и правда – ты!? Где же ты сейчас?.. Почему я не могу увидеть тебя? – Доченька моя... Ты не видишь, потому, что совершенно измучена, милая. Вот Анна видит, я был у неё. И ты увидишь, родная. Только тебе нужно время, чтобы успокоиться. Чистое, знакомое тепло разливалось по всему телу, окутывая меня радостью и светом... – Как ты, отец!?. Скажи мне, как она выглядит, эта другая жизнь?.. Какая она? – Она чудесна, милая!.. Только пока ещё непривычна. И так не похожа на нашу бывшую, земную!.. Здесь люди живут в своих мирах. И они так красивы, эти «миры»!.. Только у меня не получается ещё. Видимо, пока ещё рано мне... – голос на секунду умолк, как бы решая, говорить ли дальше. – Меня встретил твой Джироламо, доченька... Он такой же живой и любящий, каким был на Земле... Он очень сильно скучает по тебе и тоскует. И просил передать тебе, что так же сильно любит тебя и там... И ждёт тебя, когда бы ты ни пришла... И твоя мама – она тоже с нами. Мы все любим и ждём тебя, родная. Нам очень не хватает тебя... Береги себя, доченька. Не давай Караффе радости издеваться над тобою. – Ты ещё придёшь ко мне, отец? Я ещё услышу тебя? – боясь, что он вдруг исчезнет, молила я. – Успокойся, доченька. Теперь это мой мир. И власть Караффы не простирается на него. Я никогда не оставлю ни тебя, ни Анну. Я буду приходить к вам, когда только позовёшь. Успокойся, родная. – Что ты чувствуешь, отец? Чувствуешь ли ты что-либо?.. – чуть стесняясь своего наивного вопроса, всё же спросила я. – Я чувствую всё то же, что чувствовал на Земле, только намного ярче. Представь рисунок карандашом, который вдруг заполняется красками – все мои чувства, все мысли намного сильнее и красочнее. И ещё... Чувство свободы потрясающе!.. Вроде бы я такой же, каким был всегда, но в то же время совершенно другой... Не знаю, как бы точнее объяснить тебе, милая... Будто я могу сразу объять весь мир, или просто улететь далеко, далеко, к звёздам... Всё кажется возможным, будто я могу сделать всё, что только пожелаю! Это очень сложно рассказать, передать словами... Но поверь мне, доченька – это чудесно! И ещё... Я теперь помню все свои жизни! Помню всё, что когда-то было со мною... Всё это потрясает. Не так уж и плоха, как оказалось, эта «другая» жизнь... Поэтому, не бойся, доченька, если тебе придётся придти сюда – мы все будем ждать тебя. – Скажи мне отец... Неужели таких людей, как Караффа, тоже ждёт там прекрасная жизнь?.. Но ведь, в таком случае, это опять страшная несправедливость!.. Неужели опять всё будет, как на Земле?!.. Неужели он никогда не получит возмездие?!! – О нет, моя радость, Караффе здесь не найдётся места. Я слышал, такие, как он, уходят в ужасный мир, только я пока ещё там не был. Говорят – это то, что они заслужили!.. Я хотел посмотреть, но ещё не успел пока. Не волнуйся, доченька, он получит своё, попав сюда. – Можешь ли ты помочь мне оттуда, отец?– с затаённой надеждой спросила я. – Не знаю, родная... Я пока ещё не понял этот мир. Я как дитя, делающее первые шаги... Мне предстоит сперва «научиться ходить», прежде чем я смогу ответить тебе... А теперь я уже должен идти. Прости, милая. Сперва я должен научиться жить среди наших двух миров. А потом я буду приходить к тебе чаще. Мужайся, Изидора, и ни за что не сдавайся Караффе. Он обязательно получит, что заслужил, ты уж поверь мне. Голос отца становился всё тише, пока совсем истончился и исчез... Моя душа успокоилась. Это и правда был ОН!.. И он снова жил, только теперь уже в своём, ещё незнакомом мне, посмертном мире... Но он всё также думал и чувствовал, как он сам только что говорил – даже намного ярче, чем когда он жил на Земле. Я могла больше не бояться, что никогда не узнаю о нём... Что он ушёл от меня навсегда. |
Башенные броненосцы (равно как и броненосные тараны) впервые появились по другую сторону Атлантики, в Североамериканских Соединенных Штатах, расколотых кровопролитной гражданской войной. Как известно, порты южан блокировал федеральный флот. Остро нуждаясь в оружии, боеприпасах и других товарах, доставляемых из Англии и Франции, конфедераты неустанно искали способы прорыва блокады. Их положение усугублялось тем, что почти все имевшиеся до войны военные суда оказались в руках федералов, а для постройки новых боевых единиц мятежникам не хватало мощностей имевшихся у них судостроительных заводов.
Соперничать с Севером в количестве кораблей обычных типов южане не могли, и это побудило их обратить внимание на новые идеи. «Превосходство в численности можно компенсировать неуязвимостью», - писал руководитель морского департамента Конфедерации южных штатов. - Надо бороться железом против дерева».
Летом 1861 года в захваченном южанами Норфолке начались работы по переоборудованию поврежденного пожаром федерального парового фрегата «Merrimack» в таранный броненосец. Это не ускользнуло от внимания северян. 3 августа того же года в конгрессе решался вопрос о выделении 1,5 млн долларов на создание «одного или нескольких броненосцев и плавучих батарей». 7 августа морской департамент обнародовал тактико-техническое задание и назначил весьма сжатый срок представления чертежей и расчетов - 1 сентября.
Комиссия выбрала сразу три из 16 поступивших на конкурс проектов. Первые два - броненосный корвет «Galena» водоизмещением 965 тонн и броненосный фрегат «New Ironsides» (4277 тонн) - представляли собой вполне обычные корабли с батарейной палубой и принципиально не отличались от тех, что строились в Европе. Зато третий проект, который представил инженер шведского происхождения Джон Эриксон (John Ericsson; 1803-1889), был совершенно необычным.
Корпус его корабля, обшитый железными листами, находился почти целиком под водой, так что борт возвышался над водной поверхностью всего на 40-50 сантиметров. Благодаря этому паровые котлы и машина находились ниже ватерлинии и были защищены от вражеских ядер слоем воды. Над совершенно гладкой палубой возвышалась лишь бронированная башня с двумя тяжелыми орудиями, две невысокие прямоугольные дымовые трубы и небольшая боевая рубка. Парусное вооружение вообще отсутствовало.
В 1854 году, во время Крымской войны, Эриксон уже предлагал свой проект Наполеону III, но французский император предпочел высокобортную броненосную батарею. Американцы поначалу тоже склонялись к тому, чтобы отвергнуть чересчур смелую и необычную идею. Но, вспомнив о «Merrimack», спешно переоборудовавшемся в Норфолке, руководители морского департамента США решили пойти на риск. Ведь ни один другой проект в принципе не позволял соединить столь мощную защиту и артиллерию, как у Эриксона. Сыграли свою роль и высокая инженерная репутация шведского эмигранта, а также его обещание построить корабль за сто дней.
В конце концов изобретателю предложили строить корабль за свой счет, обязываясь выплатить всю сумму контракта (275 тысяч долларов) в шесть приемов, по мере завершения определенных этапов работ. Последний платеж предполагался после победы корабля Эриксона над «Merrimack» и подтверждения в бою заявленных достоинств. Эриксон принял это условие и взялся за работу, в ходе которой не раз убедился, сколь правильным оказалось решение строить «Monitor» (Наставник) - так он назвал свое детище - на собственные деньги. Монтаж корабля шел вполне успешно, однако хор скептиков и недоброжелателей не только не умолкал, но даже усиливался. Чины флота, газеты, политические и общественные деятели находили в нем все новые и новые недостатки.
Одни утверждали, что вражеские ядра вызовут такие сотрясения башни, что артиллеристы не смогут в ней находиться. Другие опасались, что моряки не вынесут жизни в помещениях, находящихся ниже ватерлинии, и требовали соорудить на палубе жилую надстройку. Третьи предрекали, что «Monitor» вообще не сможет держаться на воде, а если сможет, то стрельба окажется невозможной.
Все это побудило морской департамент потребовать внести изменения в конструкцию строящегося корабля. Видя в этом угрозу затягивания срока сдачи корабля, Эриксон заявил в ответ: «Monitor» принадлежит мне, а я отказываюсь вносить какие-либо изменения». Его твердость, как показали дальнейшие события, оказалась спасительной для северян.
В самом деле, контракт на постройку был заключен 4 октября 1861 года. Но со стапеля на воду «Монитор» сошел лишь 30 января 1862 г. - спустя 4 месяца после начала строительства, а не через три, как предусматривал контракт. Только 19 февраля Эрик сон установил в его башне два 279-мм гладкоствольных дульнозарядных орудия Дальгрена.
Палуба корабля возвышалась над водой всего на 0,4 метра, что в сочетании с огромной башней выглядело весьма необычно. Не случайно посторонние наблюдатели сомневались не только в способности «Monitor» вести бой, но и в том, что он способен просто плавать в море.
Только 25 февраля на корабль, все еще не принятый морским департаментом, прибыл его первый командир - лейтенант Джон Уорден. Таким образом, пустые придирки, необдуманные требования, а главное - задержки платежей, привели к тому, что броненосец был готов с 44-дневным опозданием. Еще девять дней ушли на окончательные приготовления, и 6 марта «Monitor» вышел в свой первый поход. Через три дня состоялся его знаменитый бой на Хэмптонском рейде с броненосцем южан «Virginia» (так они назвали «Merrimack» после вступления в строй).
Блистательный исход этого боя заставил всех говорить об Эриксоне как о национальном герое Америки. Морской департамент выплатил задолженные ему 68750 долларов и приобрел, наконец, «Monitor» в полную собственность. Через три недели Эриксон получил благодарность Конгресса, его избрали членом Национальной академии наук, присудили золотую и серебряную медали Румфорда.
А сам «Monitor» стал первым в истории броненосцем нового типа, который дал название целому классу таких кораблей.