Как выставить бб по серой карте. Почему правильная настройка баланса белого на фотоаппарате спасет ваши фотографии? Так ли важен ББ на самом деле

Несмотря на то, что мы видим реальный цвет, освещение, в зависимости от угла зрения и течения времени постоянно меняется. Тот факт, что мы вообще не воспринимаем эти изменения в дневное время суток, результат невероятной работы человеческого глаза и мозга. Наши камеры в отличие от нас не могут различать цвета и тем более следить за изменением их тональности. Фотоаппарату нужно «объяснить», а точнее правильно его настроить на съемку того, или иного цвета. Возможно, вы видели такие фотографии, на которых фотографии природы имеют желтоватый оттенок, а портреты, при съемке со вспышкой приобретают синий оттенок. Все эти проблемы можно устранить при помощи хорошей коррекции баланса белого.


Что такое шкала Кельвина?

Цвета (иногда соответствуют температуре) света измеряется с помощью «шкалы Кельвина». Шкала Кельвина была создана в результате многих физических экспериментов и исследований по изучению длины волны путем нагрева черных объектов различных температурах. Может быть, эти знания не помогут вам в создании великолепных фото, но знать о том, что есть шкала измерения баланса белого - нужно, необходимо помнить и о том, что чем меньшее число Кельвина, тем более красный цвет света, более высокие значения соответствуют, синим оттенкам. Не стоит запоминать все возможные значения (а их довольно много) что бы точно настроить свой фотоаппарат, достаточно уловить основную идею, и понять принцип перехода из одного цвета в другой, именно это и пригодится вам на практике.

Чувствуете разницу?

Баланс белого в камере

Точный метод для установки баланса белого варьируется в зависимости от камеры, но в целом самый быстрый способ сделать это с помощью одного из стандартных значений. Просто установите другой режим баланса белого, и ваша камера мгновенно видит окружающий мир в другом цвете света.

Разумеется, у вас есть возможность установить какое-либо конкретное значение баланса белого, такое, какое вам нравится, однако в подавляющем большинстве ситуаций, стандартных вариантов настроек вам будет более чем достаточно. Учитывая то, что вы можете исправить небольшие неточности с помощью компьютерной обработки фотографий, то в чрезмерной щепетильности нет особого смысла. Хотя конечно, если вы настроены более чем решительно, и все время привыкли настраивать свою камеру «От» и «До», то можете попробовать, но стоит предупредить, что на освоение этого и обучение уйдет масса времени, и это получится не с первого, и не со второго раза. Да и к тому же, представьте, сколько раз вы будете перенастраивать фотоаппарат за все время съемки, если вы фотографируете, допустим, свадьбу, или другое «динамичное» мероприятие.

Ниже приведены возможные варианты настройки баланса белого, и указаны ситуации, когда и какие варианты лучше применять.

Автоматический баланс белого - камера самостоятельно определяет тип освещения и подстраивается под него. Не всегда фотографии будут удачными, скажем так - раз на раз не приходиться, и скорее всего, вам придется хорошенько поработать с такими снимками на компьютере. Это хороший вариант, в случае если вы торопитесь, и у вас просто нет возможности выбрать настройку получше.

Дневной свет - оптимальный вариант для съемки на улице, в обычном дневном освещении. Это золотая середина цветового диапазона света.

Облачно/В помещении - режим используется при более холодном освещении, например в пасмурный день, или в помещении. В результате изображения будут иметь более теплые оттенки.
Тень – Лучше всего использовать в сумерках, или рано утром. Придает фотографиям более теплый тон (желтовато-красные оттенки), чем предыдущий режим. Так же, режим может быть использован и при дневном свете, но тогда ваши снимки будут еще более теплые.

Лампа накаливания - Отлично подходит съемки в помещении при искусственном освещении (например, от люминесцентных ламп, которая может излучать желтоватые оттенки). Работая в данном режиме, вы получите более холодные оттенки.

Флуоресцентная лампа - Режим используется при съемке с искусственным освещением. В данном режиме вы получите более теплые фотографии, режим компенсирует холодный и немного зеленоватый оттенок света, создаваемый источником.

Вспышка – Режим добавляет на изображение более теплые оттенки, но не настолько теплые как при люминесцентном свете.


Постобработка

Способность точно выбирать режим баланса белого является одним из основных преимуществ съемки в RAW режиме. Если вы не знаете об этом или не снимаете в RAW формате, не волнуйтесь, вы все равно можете внести изменения в тональность, фотографируя и в других режимах изображений, хотя и не на столько, сколько хотелось бы.

Для изображений RAW у вас есть возможность либо выбрать один из доступных предусмотренных параметров (выбрать из доступных режимов баланса белого в вашей камере), либо, если вы хотите, сделать настройку вручную.


Ручная регулировка баланса белого

Учиться ручной настройке баланса белого лучше всего на практике, только так вы сможете научиться отличать цвет света и узнаете, какие параметры устанавливать. Фактически, управление достаточно простое и использует только два элемента управления (хотя это во многом зависит от программного обеспечения, и может изменяться):

Температура – Не важно, теплое освещение, или холодное, вы можете настраивать камеру, добавляя оранжевый или синий оттенок в ваш снимок.

Оттенок - Происходит регулировка и настройка оттенков зелено и пурпурного цвета.

Установить вручную баланс белого можно в три шага. Не забывайте, вы можете выбрать один из предложенных режимов, а затем с помощью "тонкой настройки" подкорректировать вручную.
Отрегулируйте температуру снимка, спросите себя, изображение слишком теплое или слишком холодное и увеличьте, или уменьшите значение температуры соответственно.

  • Настройте оттенок изображения, подумайте, чего не хватает больше - зеленого, или пурпурного. Поищите объекты в кадре, которые смогут помочь вам сделать правильный вывод. Если фотографируете портрет, смотрите на то, как изменяется тональность цвета кожи, и не дайте ей приобрести неестественные оттенки, слишком синие, или желтые.
  • Сравните изображения до и после. Проанализируйте свои снимки, и решите, что вы сделали правильно, а что лучше исправить. При необходимости повторите попытку.
  • Не забывайте, не бывает правильного или неправильного баланса белого, если фотография выглядит так, как вы хотите, значит все сделано как надо.

И всегда запоминайте, что вы делаете, и как настраиваете фотоаппарат в тех, или других условиях. Возможно в следующий раз, вы воспользуетесь теми же настройками в этой же ситуации, и у вас уйдет меньше времени на коррекцию баланса белого.

Иногда фотограф сталкивается с тем, что полученные снимки неприятно удивляют отвратительной, некачественной цветопередачей. Например, лица людей на фотографии приобретают неприятный серовато-розовый оттенок. Виной тому, как правило, становятся сложные условия освещения и некорректно выставленные настройки фотоаппарата. Чтобы увеличить реалистичность и натуральность цветов на фотографии, необходимо воспользоваться одной настройкой – корректировкой баланса белого. Правильная настройка баланса белого во время съемки помогает предотвратить получение картинки с неправильными, искаженными цветами.

Баланс белого в фотографии

Баланс белого (ББ) – это особый метод корректировки цветового фона фотографии до полной аутентичности тем спектрам, которые фотограф видит своим взглядом во время съемки. Все дело в том, что даже современные зеркальные камеры в некоторых случаях не обеспечивают точной передачи цветов, которые были бы максимально приближены к натуральному восприятию сцены нашими глазами. Функция баланса белого предполагает, что если белый лист бумаги на экране выглядит белым (при определенном свете), то все другие цвета на фотоизображении будут выглядеть корректно. Белый выступает в качестве основного, базисного для всех цветовых оттенков.

Как известно, чистого белого цвета на Земле не существует, он является лишь смешением семи цветов. Поэтому в зависимости от тех или иных условий освещения белый цвет может приобретать определенные оттенки. В частности, объект, который кажется нам белым, в ясный солнечный день отличается большей яркостью, а при съемке в тени он приобретет голубоватый оттенок. При фотографировании же с лампой накаливания этот объект станет немного желтоватым. В отличие от камеры, наш мозг умело интерпретирует цвета, вследствие чего они для нас выглядят одинаково, даже если в действительности это не так. Электроника камеры, к сожалению, такими уникальными возможностями не обладает, поэтому цвета на фотографии могут приобретать искаженный вид.

Пример изображения объекта при разных настройках Баланса белого:

1 of 5





С помощью настройки баланса белого Вы можете корректировать восприятие электроникой камеры различных цветов, делая красные объекты на снимке красными, а зеленые зелеными. Необходимость в изменении ББ, в первую очередь, возникает у тех фотографов, кто предпочитает снимать в JPEG. Здесь Вы сразу же получаете готовое, сжатое и обработанное фотоизображение. Однако если в процессе фотографирования не следить за балансом белого, то такое изображение может получиться не совсем корректным, с искаженной цветопередачей. Но в портретной, пейзажной фотографии и в других жанрах точная передача цветов и даже полутонов очень важна. Вот и получается, что необходимо всегда обращать внимание на ББ и прибегать к ручным настройкам в случае необходимости. Помимо того, что грамотная корректировка ББ помогает обеспечить корректную цветопередачу фотографируемого предмета, она также позволяет решить сложные вопросы, связанные со съемкой при разном освещении.

По умолчанию цифровая камера задействует настройки ББ в автоматическом режиме. Встроенная электроника воспринимает снимаемую картинку в усреднено-нейтральном цвете. Она помечает самые яркие фрагменты кадра в качестве белого оттенка, после чего корректирует все другие цвета относительно этого базисного цвета. Корректировка цветов занимает считанные доли секунды. Таким образом, аппарат пытается самостоятельно адаптироваться под освещение сцены, но нередко ошибается вследствие того, что цветовая температура измеряется по самому яркому предмету. Чтобы получить более реалистичные цвета на своих фотоизображениях, Вам потребуется выставить правильный баланс белого. Либо же можно скорректировать цвета впоследствии при обработке.

Предустановленные настройки баланса белого

Если Вы хотите получить фотографию с качественной цветопередачей, то не следует излишне торопиться при съемке. Сделайте тестовый снимок и внимательно изучите его на экране. Возможно, для достижения оптимального результата Вам необходимо будет скорректировать экспозицию и изменить баланс белого. В цифровых камерах сегодня существует несколько возможностей по корректировке цветопередачи. Первая из них – это различные предустановленные режимы настройки ББ. Среди них обычно присутствуют такие стандартные настройки, как «Облачно», «Дневной свет», «Лампа накаливания», «Вспышка» и другие. С помощью этих простых настроек Вы сможете быстро сдвинуть ББ в ту или иную сторону, то есть в более теплую, либо в более холодную часть спектра. Чем более продвинутой и дорогой является камера, тем больше предустановленных режимов она предлагает пользователю.

Для начинающих любителей фотографии предустановленные настройки баланса белого – это более чем достаточно. Тут от Вас требуется только отказаться от автоматического режима и выбрать подходящую предустановку в зависимости от условий освещения, нажав пару кнопок. В результате у Вас будут получаться снимки с достаточно натуральными цветами, без неприятных искажений. Если говорить о самих предустановках, то режим «Облачно» сделает Вашу фотографию более теплой по цветовой температуре, в то время как «лампочные» режимы, наоборот, придадут кадру более холодный оттенок. В частности, режим «Лампа накаливания» обеспечивает компенсацию избытка желтого в кадре, добавляя снимку холодности.

Пример изображения с установкой разных цветовых температур (единица измерения — Кельвин)

1 of 5






Пользуясь предустановленными настройками, Вы можете не только исправить цветопередачу, но и скорректировать цвета на фотографии под нужное Вам настроение. Например, при съемке в серую, пасмурную погоду можно добавить кадру немного теплых оттенков, воспользовавшись готовыми режимами. Пользоваться предустановленными настройками, безусловно, очень удобно, но и они далеко не всегда гарантируют Вам нужный результат. И здесь так или иначе придется обращаться к ручным настройкам. Впрочем, если в Вашем распоряжении имеется только недорогая компактная камера, то, вероятно, опции по корректировке ББ будут ограничены только этими готовыми режимами.

Настройка баланса белого вручную

А вот продвинутые камеры всегда предоставляют фотографу возможность вручную скорректировать настройки ББ. Необходимость в ручных настройках часто возникает в тех случаях, когда приходиться фотографировать в помещении с применением нескольких источников освещения. Впрочем, и при съемке на открытом воздухе может потребоваться слегка скорректировать настройки вручную. Нужно лишь установить ББ один единственный раз и далее Вы будете получать фотоизображения с реалистичными, натуральными цветами. Существует несколько способов вручную изменить баланс белого. Самый простой из них – корректировка по белому листу.

Бумажный лист выступает в качестве «эталонного» примера белого цвета. Вы берете и располагаете его перед камерой таким образом, чтобы лист оказался равномерно освещен. Кроме того, он должен заполнять всю центральную область кадра, либо же вообще кадр полностью. Вы просто делаете снимок белого листа бумаги и затем заходите в меню, выбирая опцию «Ручная настройка ББ». Указываете камере полученный снимок, и настройки автоматически сохраняются. Преимущество состоит в сравнительной простоте этого метода.

Но, к сожалению, и он иногда подводит. Это обуславливается тем, что кажущийся нам белым лист не всегда является таковым. Он может получить определенный оттенок в силу особенностей окружающего света. В частности, если сквозь него будет просвечивать яркий задний фон. Да и сами белые листы характеризуются различными оттенками в силу специфических особенностей бумажного производства. Как бы то ни было, в большинстве случаев корректировка «по белому листу» дает хорошие результаты, позволяя адаптировать камеру под конкретное освещение.

Однако если Вам требуется еще более точно скорректировать ББ, на профессиональном уровне, то можно приобрести в магазине фото аксессуаров серую карту. Она выглядит как плотный лист или кружок, который залит 18-процентным серым цветом. Такую карту располагают рядом со снимаемым предметом. Вы фотографируете один кадр таким образом, чтобы карта заняла подавляющую область снимка. Далее опять заходим в настройки, указываем сделанный кадр и выставляем в меню «Пользовательский ББ». Теперь все настройки будут автоматически применяться ко всем кадрам. Такую карту имеет смысл использовать в студии, когда Вы часто меняете освещение или работаете с несколькими источниками света.

Некоторые цифровые фотоаппараты, помимо вышеперечисленных способов, открывают для фотографа и другие возможности по изменению ББ. В частности, может присутствовать функция брекетинга ББ, когда несколько кадров, сделанных Вами подряд, будут иметь различные настройки по цветопередаче. Один из этих кадров наверняка попадет в точку. Кроме того, некоторые аппараты позволяют корректировать цветовой фон снимка без использования пресловутого белого листа. Эта настройка аналогична тому, как если бы Вы применяли при съемке разные светофильтры.

Если же Вы фотографируете в RAW, то, в принципе, Вы можете не особо переживать насчет ББ непосредственно во время съемки. Сохраняйте изображения в RAW, после чего на компьютере, запустив программу AdobePhotoshop или Lightroom, Вы легко выполните правку баланса белого и корректировку цветового фона каждой фотографии. Но все-таки удобнее заранее скорректировать ББ на своей камере во время съемки, чтобы не пришлось делать лишнюю работу в процессе постобработки фотографий.

Итак, фотоаппараты, работающие в автоматическом режиме, на практике не всегда справляются с задачей точной передачи цветов или полутонов. Особенно это касается съемки в сложных условиях освещения. Предустановленные режимы и ручная настройка ББ позволят Вам скорректировать цвета, тем самым, экономя время на обработку снимков. В принципе, достаточно один раз разобраться, как корректировать баланс белого, и уже впоследствии у Вас не возникнет с этим никаких проблем.

Баланс белого (или ББ) является одной из наиболее важных настроек цифровой камеры. Рассмотрим пример, в котором вы, допустим, хотите запечатлеть красоту морских волн, разбивающихся о берег на фоне пасмурного неба. Звучит интересно? Однако, если в настройках вашей камеры вы неправильно зададите баланс белого, то можете получить изображение с цветами, отличными от реальных. Поэтому для того, чтобы снимать эффектные фотографии с натуральной цветопередачей, вы должны научиться использовать настройки баланса белого, предлагаемые вашей камерой.

Чтобы понять концепцию баланса белого, следует разобраться с понятием цветовой температуры. Цветовая температура является характеристикой видимого света. Она даёт возможность описать эти характеристики и измеряется в градусах Кельвина (К). Свет с более высокой цветовой температурой, будет иметь более выраженный синий оттенок и большее значение в градусах Кельвина по сравнению со светом с более низкой цветовой температурой. Ниже в таблице приведены примеры цветовой температуры различных источников света.

Как свет влияет на цвет?

Вы, должно быть, заметили, что некоторые фотографии, отснятые в свете ламп накаливания, желтят, в то время как снимки, сделанные в свете люминесцентных ламп, имеют голубоватый оттенок. Это происходит потому, что каждый источник света имеет собственную цветовую температуру. Сенсор цифровой камеры способен измерять цвета в красном, зеленом и синем диапазоне спектра.

В фотографии, сделанной в свете полуденного солнца, присутствует весь спектр света (что и делает солнечный свет «белым»). В таких условиях, цвета на изображении приближаются к своему «истинному» цвету.

Фотография же, отснятая в свете ламп накаливания (самой обычной, что освещает дома большинства из нас) без установки в настройках камеры соответствующего значения баланса белого, будет отдавать унылым оранжевым оттенком, поскольку цветовая температура источника света лежит в жёлто-оранжевом диапазоне спектра.

По той же причине, фотография, снятая в свете ламп дневного освещения, имеет голубоватый оттенок.

Тем не менее, вы можете смещать цвет в желаемом направлении, если вы неплохо разбираетесь в настройках вашей камеры.

Зачем настраивать баланс белого?

Как вы уже усвоили, различные источники света дают различные цветовые оттенки. Что же произойдет, если вы попробуете сделать фотографию в условиях искусственного освещения при помощи камеры, в которой установлен баланс белого, характерный для обычного дневного освещения? А произойдет следующее: поскольку окружающее освещение будет гораздо теплее по спектру того, на которое рассчитаны настройки, то сенсор камеры уловит больше света в красном диапазоне спектра, что приведёт к появлению желтоватых и оранжевых оттенков на вашей фотографии.

Человеческий глаз способен автоматически приспосабливаться к различному освещению и корректно передавать цвет предметов, а вот камера, для правильной цветопередачи, должна быть настроена под каждый конкретный источник освещения.

Вашей камеры, вы можете задать источник освещения или его цветовую температуру температуры для получения на фото максимально точной цветопередачи.

Авто – автоматическая настройка помогает в настройке баланса белого, автоматически выбирая цветовую температуру в зависимости от различных условий освещения. Однако, иногда в этом режиме камера может ошибиться и на фото появится оттенок, который вы не ожидали получить. Для достижения лучших результатов, пробуйте использовать другие режимы, имеющиеся в вашей камере.

Лампы накаливания – этот режим используется для съёмки сцен, освещенных небольшими лампами накаливания, кроме того, он весьма часто используется при фотосъёмке в помещении. Выбор этого режима баланса белого понижает цветовую температуру освещения на ваших фотографиях.

Люминесцентные лампы (Лампы дневного света) – этот режим может использоваться для получения более ярких и теплых снимков, компенсируя холодное освещение люминесцентных ламп.

Дневной свет – этот режим предназначен для стандартной настройки баланса белого при фотосъёмке в условия дневного освещения вне помещений. Во многих камерах этот режим отсутствует.

Облачно – этот предустановленный режим баланса белого идеально подойдёт для съёмки в облачный день, поскольку он делает цвета изображения более тёплыми.

Вспышка – это предустановленный режим может потребоваться вам в случаях, когда доступного освещения недостаточно, и вы будете использовать вспышку. Этот режим помогает выбрать правильный баланс белого в условиях низкой освещенности.

Тень – поскольку кадры, снятые в затенённом месте, обычно имеют более холодную, синеватую гамму, использование этого режима поможет вам сделать цвета изображения более тёплыми.

Ручная настройка баланса белого

Помимо использования предустановленных режимов, вы также можете вручную задать баланс белого, взяв белый объект (а в идеале – так называемую серую карту) в качестве эталона. Это делается для того, чтобы подсказать микропроцессору камеры, как белый объект будет выглядеть в конкретном кадре. Баланс белого желательно устанавливать вручную в случаях, когда есть необходимость компенсировать изменяющиеся условия освещения.

Например, изменение степени освещённости, особенно быстро происходящее в утренние или вечерние часы, достаточно легко воспринимаются камерой. Поэтому при фотосъёмке в это время суток нужно регулярно корректировать баланс белого.

Чтобы настроить баланс белого вручную, наведите камеру на равномерно белый объект – или на нейтрально-серую карту – и сфокусируйтесь на нём. Теперь активируйте режим ручной установки баланса белого, нажав на соответствующую кнопку камеры. Этот процесс может занять некоторое время, за которое камера сделает снимок и обработает полученные данные для установки параметров баланса белого. Полученные таким образом значения будут использоваться камерой до следующего выполнения баланса белого.

Ручная настройка баланса белого может замедлять процесс съёмки, однако, именно она позволяет получить наилучшие результаты.

Заключение

Конечно, некоторые фотографы и фотолюбители использование предустановленных режимов баланса белого считают дилетантством, однако, не стоит забывать о том, что не всегда есть время для установки баланса белого вручную.

Также стоит помнить о том, что использование различных режимов баланса белого позволит вам углубить ваши познания в фотографии и в выборе оптимальных настроек для различных условий съёмки.

Если у вас возникли сомнения, сделайте снимок в автоматическом режиме баланса белого, а затем – установив баланс белого вручную. Эти снимки наглядно продемонстрируют вам всё то, о чем вы узнали из этой статьи.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Серая карта (grey card) – фотоаксессуар с неявной полезностью для любителей и однозначной функциональностью для профессионалов. Чаще всего используется для правильной установки баланса белого (ББ).

Почему серая при работе над балансом белого ? Нейтральный белый найти практически невозможно; серая же карта является эталоном средне-серого тона (18% серый находится ровно посередине между белым и черным, если принять весь диапазон яркостей равным пяти ступеням). Ее можно использовать в качестве точки отсчета, в «привязке» к которой будут выстроены остальные цвета.

В пленочное время серую карту использовали чаще для определения правильной экспозиции. "Серыми" карты Kodak стали где-то в начале 1950-х годов; до того Kodak рекомендовал для определения правильной экспозиции использовать желтый конверт от фотобумаги Кодак. Методика, однако, очень похожа на советы по использованию серой карты: «Расположите конверт из-под фотобумаги Eastman перед снимаемым объектом. Поднесите экспонометр к конверту, не закрывая его тенью, и считайте показания» (Kodak Reference Handbook 1941 года). Путаница (серая или желтая правильнее и лучше?) усугублялась тем, что фотоаппараты меряют экспозицию, исходя из 12% серого, а карты имеют 18% серый – разница в полступени. Я не использую серую карту при экспозамере. Однако, правильная экспонометрия в современных цифровых фотоаппаратах прямо связана с правильностью цветового баланса, поэтому используя серую карту для установки баланса белого, вы обязательно поможете экспонометру.

Серая карта в качестве инструмента для правильного баланса белого настоятельно рекомендуется, хотя и требует дополнительных телодвижений, времени и усилий. Но сначала чуть-чуть лирики.

Цвет, как его видит человек – это свет, отраженный от объекта. Свет от различных источников (солнце, луна, лампа, вспышка) отражается от объекта и воспринимается человеческим глазом, который передает информацию в мозг. Однозначного ответа, что и как там происходит до сих пор не найдено (см. Цвет: философские вопросы), но для этой статьи примем, что яблоко может быть красным, зеленым или желтым в зависимости от того, какие волны света отражаются от его поверхности в большей степени.

Мозг интерпретирует полученную зрительную информацию, и мы видим цвет близким к тому, каким он должен быть – хотя в реальности оттенки меняются в зависимости от цветового тона источника света. Лист бумаги для человеческого глаза останется белым; в реальности же в офисе под флюоресцентным светом он будет отдавать в синеву, под ярким солнцем он может иметь желтоватый оттенок, в комнате с лампами накаливания оттенок уйдет в красный. Человеческий глаз способен адаптироваться к изменению источника освещения и видеть цвета более или менее одинаковыми в разных условиях. Глаза и мозг непрерывно подстраивают "баланс белого". А у фотоаппарата возможности самостоятельно адаптироваться нет, он будет видеть все "как есть".

Соответственно, технике нужно помочь. Суть в том, что нужен эталонный цвет в изображении. Серая карта, учитывая отраженный свет и его цветовой тон, легко выполняет эту функцию. Фотоаппарат и компьютер способны по изображению серой карты определить, какие цвета отражаются сильнее, и внести соответствующие поправки, делая их «правильными»: белый – белым, серый – серым, кожу – естественной, траву - зеленой. Осознанные «ошибки» ББ - например, подчеркивание закатного золотого солнца – оставим для отдельной статьи.

Повторим: одним из способов выставления «правильного цвета» является включение в снимок эталонного цвета с заранее известным нейтральным значением (серой карты). Графический редактор/фотоаппарат способны привести цветовой баланс к правильному отображению эталона и «вытянуть» в соответствии с ним остальные цвета на фотографии.

Приняты два основных метода работы с серой картой: настройка непосредственно при съемке (многие фотоаппараты позволяют использовать снимок серой карты для установки пользовательского баланса белого прямо в фотоаппарате) и второй – при последующей обработке в графических редакторах (используется снимок с изображением серой карты).

Что лучше – постобработка или пользовательская настройка баланса белого? Серая карта отлично работает при постобработке, но я предпочитаю использовать настройку фотоаппарата. Во-первых, меньше времени уходит на обработку фотографий. Но главное: при съемке в искусственном освещении с правильно выставленным балансом белого намного точнее работает экспонометр фотоаппарата. Например, некоторые источники света обладают сильным красным тоном. При таком освещении и автоматическом балансе белого, проверка экспозиции по гистограмме может обмануть – фотографии покажутся переэкспонированными (красный сдвинет гистограмму вправо) и вы начнете компенсировать экспозицию, чтобы сдвинуть гистограмму левее, и в результате останетесь с недоэкспонированными (темными) фотографиями.

Итак, действие первое: сделайте снимок, на котором будет присутствовать серая карта. Не стоит впихивать серую карту в каждый снимок – при одинаковом освещении можно использовать один референсный снимок для постобработки целой серии фотографий, сделанных в одинаковых услових освещения. Далее:

Установки пользовательского баланса белого в фотоаппарате (внутрикамерная настройка ББ)

    Сфотографируйте серую карту рядом с объектом съемки так, чтобы она находилась в тех же условиях освещения, располагалась в центре кадра и занимала возможно большую его часть, чтобы фотоаппарат смог считать значения. Используйте автоматический баланс белого и P (программный автоматический) режим.

    В меню фотоаппарата выберите «пользовательский баланс белого». Фотоаппарат попросит указать на референсную фотографию. Выберите фотографию серой карты и подтвердите выбор, нажав “OK”.

    В установках фотоаппарата выберите иконку пользовательского баланса белого (custom white balance ) – баланс белого установлен.

    Не забудьте при изменении освещения поменять настройки, а по окончании сессии сбросить их (по своему опыту знаю, что ничто так не портит фотографии, как забытые с прошлой сессии настройки).

Процедура для разных моделей фотоаппаратов подробно описана в соответствующих Руководствах по эксплуатации.

Установка баланса белого по серой карте при постобработке.

Я использую инструмент настройки баланса белого в Adobe Camera Raw независимо от того, в Raw или Jpeg сделан снимок. Если вы используете фотографию серой карты в качестве основы для последующей обработки настройки баланса белого в графическом редакторе, не обязательно, чтобы изображение карты было расположено по центру кадра и занимало большую часть кадра. Нужно чтобы ее было видно и чтобы она находилась в том же освещении, что и объект съемки.

    Выберите фотографию, на которой присутствует серая карта и остальные фотографии, сделанные при том же освещении

    Откройте выбранные фотографии в Adobe Camera Raw (используйте Bridge )

    Выберите фотографию с серой картой среди открытых изображений (она должна появиться в главном окне)

    Выберите остальные фотографии, нажав кнопку Select All (Выбрать все)

    В верхнем меню выберите иконку инструмента установки баланса белого

    Кликните пипеткой по изображению серой карты – Вы установили нейтральный серый для всех выбранных изображений.

    Для того, чтобы сделать снимки теплее или холоднее, используйте слайдеры температуры и оттенка.

    Схожий алгоритм используется в других графических редакторах.

Есть ситуации, в которых серая карта бесполезна: когда вы находитесь вдалеке от объекта съемки и не можете сфотографировать серую карту в том же освещении (например, при съемке сцены с галерки). В этом случае для настройки баланса белого можно использовать установки цветовой температуры. Сделайте пару снимков и оцените их на дисплее фотоаппарата: легче всего оценивать правильность баланса белого по оттенкам кожи и цвету волос. Меняйте значение цветовой температуры до достижения удовлетворительного результата. Окончательная правка – уже в графическом редакторе.

При смешанном освещении выставить баланс белого может оказаться практически невозможно, с серой картой или без нее. В этих случаях остается только стараться максимально исправить ситуацию: передвиньте объект съемки в место, где освещение наиболее однородно (если фотографируете людей – постарайтесь, чтобы их лица были в однородном освещении). Иногда не остается ничего другого, как использовать мощную вспышку, способную перебить другое освещение. В таком случае – ставьте предустановку баланса белого – «со вспышкой».

Купить серую карту не сложно. Сложнее не потратить неразумно много. Из продукции среднего ценового диапазона (пользуюсь сам) могу посоветовать DigiGrey . Недорогие серые карты выпускают наши китайские друзья (встречал Mennon и Flama ).

Собираюсь снять детей в детском саду со студийным освещением (импульсные моноблоки). Скажите каким образом мне нужно настроить пользовательский ББ в фотокамере, если я собираюсь снимать с импульсными светом? Снять серую карту так как вы написали без вспышки или все таки со вспышкой?

  • #2

    Основная задача - снять серую карту именно в тех условиях освещения, в которых вы будете снимать. Если свет будет от вспышек - то снять серую карту СО вспышкой ("Нужно чтобы карту было видно на снимке и чтобы она находилась в том же освещении, что и объект съемки")

  • #3

    Благодарю за статью. Очень пригодилась информация по настройке цветового баланса по серой карте, так как необходимо снимать репродукции для картин с использованием вспышек и наличии стороннего освещения, как дневного, так и лампы накаливания.
    Спасибо, отличный сайт.

  • #4

    Ещё вопрос. Два.
    Серую карту снимать в фокусе или расфокусированной? Давали совет, что нужно снимать в расфокусе.
    Когда и как использовать чёрную и белую карты, которые идут в комплекте с серой?

  • #5

    если только из-за возможных бликов, но качественные карты, как правило, не страдают.
    Я пользуюсь серой, но можно предположить, что тогда, когда при постобработке особое внимание уделяется именно черному или белому и важнее не сбалансированность в целом а максимальная правильность или того, или другого.

  • Наилучшим образом настроить баланс белого позволяет серая карта. Что это такое и как настраивать баланс белого вы узнаете из статьи. Настраивать баланс белого совсем не сложно. Гораздо сложнее осознать зачем это делается и по каким причинам баланс белого может быть неправильным.

    На правой картинке снимок сделан с автоматическими настройками баланса белого. Камера не смогла справиться с флуоресцентным освещением. Специальный режим «Флуоресцентная лампа» на левом снимке демонстрирует более качественный результат. Цвета стали естественней. Кроме того, стоит обратить внимание на белую ткань. На правом снимке она не белого цвета. Это неправильно.

    Условия освещения влияют на цвет объекта. То, как видит камера нельзя сравнивать с человеческим зрением. Мозг человека адаптирует то, что мы видим и белый всегда кажется белым, хоть таковым он и не является. Можно сказать, что наш мозг способен идеально настраивать баланс белого в автоматическом режиме. С камерой всё иначе. Её мозг не настолько хорош, поэтому нам приходится помогать ей.

    Автоматика камеры считывает температуру цвета объектов в кадре и подбирает подходящую настройку баланса белого из запрограммированных. Это работает в нормальных условиях съемки с равномерным освещением.

    Если камера не может справиться с автонастройкой баланса белого или вы хотите быть уверены в качестве полученного снимка, то стоит настроить баланс белого вручную. Среди предустановленных режимов обычно бывают: «Лампа накаливания», «Вспышка», «Флуоресцентная лампа», «Тень», «Облачно», «Солнечно», «Ручная настройка» и PRE.

    В каких случаях использовать предустановленные режимы?

    Для домашнего освещения чаще всего подходит режим «Лампа накаливания», хотя в домах всё чаще начинают применяться светодиодные и газоразрядные лампы, поэтому стоит думать, прежде чем выбирать этот режим. «Флуоресцентная лампа» избавляет снимок от зеленоватого оттенка, даваемого такими лампами. Режим «Облачно» делает снимок немного теплее. В режиме «Вспышка» на фотографию добавляется агрессивный теплый оттенок. Он смягчает жесткие тени от вспышки. В тени объекты получают синеватый оттенок. Режим «Тень» добавляет розовый тон для компенсации синего. В режиме «Солнечно» температура цвета на снимке изменяется до 5000 градусов по Кельвину.

    В режиме «Ручная настройка» камера анализирует температуру в реальном времени. В режиме Live View можно видеть результат в реальном времени и настроить любую температуру.

    Режим PRE - это режим настройки по серой карте. Нужно расположить карточку перед объективом и нажать кнопку спуска затвора. Фотоаппарат захватит отраженный от карты цвет и добавит его в блокируемые цвета. Этот режим настройки баланса белого отлично подходит для условий смешанного освещения.

    Если вы неправильно настроите баланс белого при съемке в формате RAW, то исправить ситуацию можно в графическом редакторе, но если вы снимаете в Jpeg, то корректировка не даст хороший результат. Всегда проверяйте снимки на дисплее камеры и в случае необходимости вносите корректировку. Подумайте также о том, что лучше сразу настроить баланс белого и сделать несколько сотен хороших снимков, чем потом исправлять баланс на сотне фотографий в графическом редакторе. Это будет хлопотно даже с учетом возможности пакетной обработки.