Какие модули ставить на амх 30. Библиотека бронетехники и артиллерии

В начале 80-х годов было принято решение модернизировать танк АМХ-30, и с 1982 года улучшенный образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 м 3 . Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка составляет 12,8 м 3 , из которых 2,0 м 3 приходится на башню.

Основной боевой танк АМХ-30 (Франция).

Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка СМ-105-Р1 французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы ствол снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный люк. Командирская башенка оборудована десятью перископами, которые обеспечивают командиру танка полный круговой обзор. При глубине брода 2,20 м командир танка при закрытой башенке ведет наблюдение через панорамный перископ и руководит действиями механика-водителя, поддерживая с ним связь посредством внутрипереговорного устройства. При большей глубине на командирскую башенку устанавливается воздухопитающая труба, позволяющая преодолевать брод глубиной до 4 м. На танке имеются две радиостанции и телефон связи с пехотой.

Тактико-технические характеристики среднего танка АМХ-30

Боевая масса, т 32,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9380
ширина 3100
высота 2280
клиренс 450

Броня, мм

монолитная, лобовая противоснарядная

Вооружение:

105-мм нарезная пушка ОЕРА; 7,62-мм пулемет и 12,7-мм пулемет

Боекомплект:

56 выстрелов
Двигатель "Испано-Сюиза", многотопливный, дизельный, воздушного охлаждения, мощность 720 л. с. при 2800 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,71
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 480

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м
ширина рва, м
глубина брода, м 2,20 с подготовкой (с ОПВТ свыше 4,0 м)

Танки АМХ-63 начали поступать в войска с 1965 года. Разработка танка, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Иссиле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск АМХ-30 начался в 1966 году. До 1989 года выпущено немногим более 2340 машин. Эти танки находятся также на вооружении армий Венесуэлы (81 единица), Греции (190), Испании (299), Объединенных Арабских Эмиратов(64),Чили(21). В армии Саудовской Аравии имеется 290 танков, выполненных в варианте АМХ-305, предназначенных для ведения боевых действий в условиях пустыни. 24 такие машины поставлены Катару. Корпус танка АМХ-30 сварной, выполнен из катаной брони, башня цельнолитая обтекаемой формы. Место механика-водителя находится в передней части машины слева, остальных трех членов экипажа - в башне.

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой СМ-105-Р1. Ствол (длинна 56 калибров) имеет теплоизоляционный кожух из магниевого сплава. Дульного тормоза и эжектора нет. Удаление газов из канала ствола осуществляется сжатым воздухом. Готовые к стрельбе выстрелы в количестве 19 штук хранятся в нише башни, а остальные 28 - в корпусе, справа от механика-водителя. В боекомплект входят унитарные кумулятивные, осколочно-фугасные, дымовые и осветительные снаряды. Возможно также ведение огня снарядами английской пушки 17, установленной на многих танках, в том числе серии М60 и "Леопард-1 ".

С орудием спарена 20-мм пушка, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от основного вооружения. На первых серийных машинах вместо нее использовался 12,7-мм пулемет. На командирской башенке на турели смонтирован 7,62-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением с места командира или наводчика. По бортам башни расположены дымовые гранатометы, с помощью которых танк полностью может быть скрыт дымовой завесой за 8 секунд. В передней части командирской башенки находится перископический прицел командира с ИК-приставкой, а по окружности расположены десять смотровых перископов. Для измерения дальности командир пользуется монокулярным дальномером. Для наводчика имеются дневной и ночной прицелы, а также два перископических прибора наблюдения. В случае необходимости командир может брать управление стрельбой на себя.

На танке АМХ-30 установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения НЗ-110 с турбонаддувом. Механическая трансмиссия включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и пять заднего. По пересеченной местности танк способен двигаться со скоростью до 40 км/ч. Установка новых топливных баков емкостью 970 л позволила довести запас хода до 600 км. Подвеска ходовой части торсионная, с пятью опорными катками с каждого борта и задним расположением ведущих колес. На первом и пятом опорных катках установлены гидроамортизаторы. Гусеницы стальные, со съемными резиновыми подушками. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Водные преграды глубиной до 1,3 м танк преодолевает без подготовки.

Источники:

  • Шунков В. Н. "Танки";
  • Н. Л. Волковский "Современная боевая техника. Сухопутные войска";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • Foss F. Ch.: Jane"s tank & combat vehicle recognition guide;
  • Igor Witkowski: Czołgi"94. Warszawa: Wydawnictwo WiS, 1994
  • Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World"s Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
  • Caiti, Pierangelo (1978). Modern Armour - The world"s battle tanks today.

В середине шестидесятых годов прошлого века американская военная промышленность создала управляемую противотанковую ракету MGM-51 Shillelagh, предназначенную для запуска через ствол специального орудия-пусковой установки. Получив информацию об этой разработке, военные некоторых зарубежных стран заинтересовались оригинальными идеями, использованными в американском проекте. Стартовали несколько проектов разработки аналогичного вооружения. Так, французские специалисты занялись проектом под условным названием Anti-Char Rapide Autopropulsé, первым результатом которого стало появление экспериментального танка AMX-30 ACRA.

Программа Anti-Char Rapide Autopropulsé («Противотанковое самоходное скоростное [вооружение]») стартовала в 1961 году. Головным исполнителем работ было назначено конструкторское бюро Atelier de construction de Puteaux (APX). Через десять лет после начала работ проект был передан компании Groupement Industriel des Armements Terrestres (GIAT, ныне Nexter). Целью работ было создание перспективной противотанковой управляемой ракеты, носителем которой могли бы стать существующие и перспективные танки или иная техника. В связи с последними успехами американских оружейников требования к французскому проекту подразумевали создание ракеты, запускаемой через ствол соответствующего орудия.

Основной танк AMX-30. Фото Wikimedia Commons

В течение длительного времени организация-разработчик занималась изучением имеющихся возможностей и формированием облика перспективной техники. Новый проект в определенном смысле был экспериментальным, из-за чего в нем было решено использовать некоторые существующие компоненты. Так, новый танк-носитель перспективной ракеты должен был являться доработанной версией одной из машин, состоящих на вооружении. В рамках программы разработки и испытаний это позволяло сэкономить на строительстве опытной техники, а после возможного принятия ракетного комплекса на вооружение можно было в кратчайшие сроки развернуть серийное производство «ракетных танков».

В качестве основы для танка с ракетно-артиллерийским был выбран серийный AMX-30. Этот основной танк был создан в середине шестидесятых годов и к моменту завершения некоторых работ по проекту ACRA успел пойти в серию. Планируемый к строительству опытный образец танка с комбинированным вооружением получил обозначение AMX-30 ACRA, оговаривавшее его принадлежность к программе разработки управляемой ракеты.

В базовой конфигурации основной танк AMX-30 представлял собой бронемашину классической компоновки с центральным боевым отделением, оснащенным поворотной башней, и кормовым моторным отсеком. Корпус и башня изготавливались из стальной катаной брони различной толщины. Гомогенные лобовые детали корпуса имели толщину до 80 мм, защита башни обеспечивалась аналогичной броней, хотя имелась 150-мм маска орудия. Борта корпуса и башни имели толщину 30-35 мм, корма и крыша – до 25 мм.

Танк оснащался двигателем Hispano-Suiza HS-110 мощностью 680 л.с. При помощи механической или гидромеханической трансмиссии с ручным либо полуавтоматическим управлением (в зависимости от модификации танка) крутящий момент двигателя передавался на ведущие колеса кормового расположения. AMX-30 имел по пять опорных катков среднего диаметра на каждом борту. Использовалась индивидуальная торсионная подвеска. В передней части корпуса находились направляющие колеса, в корме – ведущие. Имелись несколько поддерживающих роликов.

Главным оружием танка в базовой версии была 105-мм нарезная пушка F1, установленная в башне. На одной установке с пушкой монтировался спаренный крупнокалиберный пулемет. Крыша башни имела крепления для установки 7,62-мм зенитного пулемета. Боекомплект бронемашины состоял из 50 снарядов для пушки, 748 патронов 12,7х99 мм и 2050 патронов для пулемета винтовочного калибра.


Общий вид ракеты ACRA в полетной конфигурации. Фото Aw.my.com

Танк управлялся экипажем из четырех человек. В передней части корпуса со сдвигом влево располагался механик-водитель. В башне находились командир, наводчик и заряжающий. Орудие F1 не оснащалось автоматическими системами подачи боеприпасов, из-за чего досылание выстрелов в камору являлось задачей отдельного члена экипажа. Для доступа на свои места экипаж должен был использовать несколько люков в крыше корпуса и башни.

Проект AMX-30 ACRA подразумевал сохранение массы существующих агрегатов серийного танка, одновременно с этим предлагая использование некоторых новых деталей и устройств. Без каких-либо изменений оставались корпус, силовая установка и ходовая часть. Купол башни так же заимствовался из существующего проекта, но в связи с планируемым перевооружением он должен был получать ряд новых агрегатов. Как следствие, «ракетный» и обычный танки оказывались внешне похожими, но имели некоторые заметные отличия.

В ходе модернизации по новому проекту базовый танк лишился существующей орудийной установки, вместо которой следовало монтировать аналогичные агрегаты нового типа. Из башни изымалась существующая 105-мм пушка со спаренным пулеметом. Также удалялась имеющаяся маска орудия. На месте старого вооружения предлагалось монтировать орудие-пусковую установку нового типа с сопутствующими агрегатами, что привело к заметному изменению экстерьера машины.

К примеру, наличие более крупных противооткатных устройств и использование некоторого дополнительного оборудования привело к необходимости разработки новой маски иной формы. Перед лобовым листом башни теперь находился агрегат с расширяющейся задней частью и несколькими отверстиями в передней стенке: одно из них предназначалось для вывода орудийного ствола, другие – для аппаратуры управления ракетой. Объективы оптики закрывались подвижными крышками.


Снимок ракеты из документации по проекту. Фото Defense-and-freedom.blogspot.com.br

Главным оружием танка AMX-30 ACRA стало перспективное орудие-пусковая установка калибра 142 мм. Причины выбора такого необычного калибра достоверно неизвестны. При этом необходимо отметить, что 142-мм артиллерийская система присутствовала только в одном проекте французской бронетехники. Единственным носителем такого оружия была бронированная инженерная машина AMX-30 EBG, задачей которого был обстрел объектов противника специальными неуправляемыми реактивными снарядами. По-видимому, калибр 142 мм в то время был компромиссом между высокими характеристиками ракеты и возможностью ее изготовления с использованием существующих технологий.

Орудие нового типа получило нарезной ствол средней длины. Для компенсации увеличенного импульса отдачи ствол получил дульный тормоз характерной формы. Непосредственно на дульном срезе ствола помещались две широкие пластины, соединенные с вертикальной деталью с отверстием для прохода снаряда. Последняя также скреплялась со стволом при помощи небольших боковых горизонтальных пластин. Такой дульный тормоз должен был обеспечивать отвод пороховых газов назад и в стороны, снижая силу отдачи, воздействующей на танк.

Орудие-пусковая установка новой модели предназначалась для использования перспективной управляемой ракеты типа ACRA и нового осколочно-фугасного снаряда. Атаковать бронетехнику противника предлагалось при помощи ракет, тогда как пехота и укрепления могли уничтожаться 142-мм активно-реактивным снарядом. Осколочно-фугасный выстрел представлял собой изделие общей длиной 90 см и массой 21 кг. На собственно снаряд приходилось 64 см длины и 15 кг веса при 2 кг взрывчатого вещества. Снаряд также имел аэродинамический стабилизатор с шестью плоскостями. Согласно расчетам, такой снаряд мог лететь на дальность до 8 км, однако недостаточная длина ствола не позволяла разогнать его до требуемых скоростей. Начальная скорость боеприпаса составляла всего 550 м/с. За счет применения собственного двигателя снаряд получил возможность разгона до 700 м/с.

Необходимо отметить, что оригинальный осколочно-фугасный снаряд являлся лишь дополнительным оружием перспективного танка: основным средством атаки целей должна была стать управляемая ракета Anti-Char Rapide Autopropulsé. К моменту начала работ по проекту ACRA французские специалисты успели получить некоторый опыт в деле создания компактных ракетных систем. Имеющиеся знания и наработки планировалось использовать в новейшем проекте.


Схема управляемой ракеты. Фото Maquetland.com

В рамках программы ACRA была создана новая ракета. Она получила цилиндрический корпус диаметром 142 мм и длиной 1,22 м. Стартовая масса составляла 26 кг. Головной отсек ракеты вмещал кумулятивную боевую часть с зарядом в виде 2 кг гексогена. Мощность такой боевой части позволяла пробивать до 380 мм гомогенной брони. В центральном отсеке корпуса помещался твердотопливный двигатель, сопло которого выводилось на хвостовой торец. При выходе ракеты из ствола двигатель разгонял ее до 150 м/с. На маршевом участке полета двигатель давал скорость до 500-550 м/с. Хвостовой отсек отводился под установку приборов управления и восьми раскладываемых в полете плоскостей размахом 438 мм, оснащенных рулевыми машинками. На хвостовом торце ракеты имелись четыре объектива для приема излучения системы наведения. Максимальная дальность полета ракеты определялась в 3,3 км.

В ходе поиска подходящих систем управления авторы проекта ACRA рассмотрели несколько вариантов такой аппаратуры. По результатам оценки нескольких систем было решено использовать управление при помощи луча света, направленного в сторону цели. Источником излучения должна была стать ксеноновая лампа. В дальнейшем это предложение получило развитие, в результате чего была выбрана лазерная система наведения с полетом «по лучу». Основным элементом комплекса управления стал лазер типа Nd:YAG с активной средой в виде алюмо-иттриевого граната с легированием ионами неодима. Лазер мощностью 40 Вт должен был располагаться внутри маски орудия, его объектив прикрывался сдвижной крышкой. Удерживая лазер на цели при помощи штатных прицельных приспособлений и имеющихся приводов наведения оружия, наводчик или командир танка мог управлять полетом ракеты вплоть до момента попадания. Ракета следила за лучом лазера и самостоятельно определяла свое отклонение от требуемого направления, возвращаясь на нужную траекторию.

При переработке по новому проекту танк AMX-30 должен был лишаться существующей орудийной установки с 105-мм пушкой и 12,7-мм спаренным пулеметом. Из-за этого дополнительное вооружение экспериментального танка AMX-30 ACRA должно было состоять только из одного зенитного пулемета. Вероятно, в дальнейшем проект мог быть доработан с внедрением нового вооружения, однако до конца работ опытный танк нового типа так и не получил второй пулемет.

В рамках проекта Anti-Char Rapide Autopropulsé французской промышленности пришлось провести большое количество различных исследований и разработать целый ряд новых изделий разных классов и типов. Из-за этого работы по программе заняли массу времени: приступить к строительству опытной бронемашины удалось только в начале семидесятых годов. Кроме того, сложность работ сказалась и на продолжительности последовавших за этим испытаний.


Опытный танк AMX-30 ACRA во время испытаний. Фото Maquetland.com

В 1970 году организация APX, игравшая роль головного разработчика, при участии нескольких смежных предприятий выполнила переоборудование одного из серийных основных танков требуемой модели. Переданная для переделки бронемашина AMX-30 лишилась части агрегатов, вместо которых установили новые изделия. В таком виде танк, получивший дополнительное обозначение ACRA, вскоре вышел на полигонные испытания. По понятным причинам, в ходе проверок основное внимание уделялось боевым качествам техники. Параметры подвижности, по вполне понятным причинам, не слишком интересовали заказчика, из-за чего их определение не было основной задачей испытаний.

В ходе испытаний в условиях полигона опытный танк AMX-30 ACRA показал сохранение имевшихся характеристик подвижности. Отсутствие значительных изменений в массе и сохранение существующего двигателя позволило оставить подвижность на прежнем уровне.

Наибольший интерес представляли боевые качества обновленной машины. Опытный «ракетный танк» подтвердил возможность атаки различных целей при помощи активно-реактивного осколочно-фугасного снаряда или управляемой противотанковой ракеты. При использовании неуправляемого боеприпаса максимальная дальность выстрела достигала 8 км, ракета летела на 3,3 км, как и предполагалось при разработке проекта. Полет ракеты на максимальную дальность продолжался всего 7 секунд. Подготовленный экипаж мог сделать до четырех выстрелов в минуту. Были подтверждены характеристики могущества боеприпасов: фугасный снаряд успешно разрушал цели, а боевая часть ракеты пробивала весьма толстую броню.

Тем не менее, как всегда бывает при создании новых смелых проектов, не обошлось без проблем. В первую очередь, поводом для претензий стала высокая стоимость ракеты ACRA. Из-за усложнения работ одно изделие опытной партии, произведенное в начале семидесятых годов, стоило около 1 млн французских франков. Тем не менее, с таким минусом проекта до определенного времени мирились. В интересах программы испытаний в первой половине семидесятых было изготовлено около 500 ракет, почти все они были израсходованы.

Еще одной проблемой комплекса стала не самая удачная система управления. Лазер наведения ракеты предлагалось жестко монтировать на орудийной установке, что привело к неожиданным последствиям. Для поражения цели танк AMX-30 ACRA должен был остановиться, найти цель и навести на нее орудие, после чего отправить ракету в полет. До момента попадания ракеты в цель танк-носитель не имел возможности сдвинуться с места: в противном случае луч лазера отклонялся от цели, срывая атаку. Таким образом, во время атаки «ракетный танк» должен был оставаться на одном месте без движения в течение, как минимум, 5-10 с. Вряд ли следовало ожидать, что танки противника не воспользуются этим и не выстрелят по неподвижной бронемашине.


Состояние единственного опытного танка в 1997 году. Фото Wikimedia Commons

Другой недостаток проекта ACRA заключался в неприемлемо коротком списке возможных носителей такого оружия. На ранних стадиях разработки предполагалось, что ракеты нового типа будут применяться как бронетехникой, так и вертолетами. Тем не менее, к моменту начала испытаний стало ясно, что изделие ACRA не сможет войти в номенклатуру вооружений фронтовой авиации. Такая особенность проекта в перспективе могла привести к повышению расходов на закупку требуемых вооружений.

В существующем виде проект танка с комбинированным ракетно-артиллерийским вооружением AMX-30 ACRA имел массу проблем. Часть этих недостатков предполагалось устранить в новом проекте самоходной артиллерийской установки AMX-10M ACRA, разработанном в 1971 году. С определенного времени в рамках программы испытывалось уже несколько опытных образцов бронетехники.

Основные испытания нескольких машин продолжались до 1971-72 годов, после чего было принято решение о дальнейшей судьбе программы. По причине наличия массы недостатков и минимального количества положительных черт военные решили отказаться от дальнейшего участия в программе Anti-Char Rapide Autopropulsé. Управляемая ракета нового типа, запускаемая через ствол особого орудия, потеряла шанс стать штатным вооружением бронетехники строевых частей.

Тем не менее, разработчики решили не останавливать работы и продолжать испытания. До 1974 года компания GIAT и несколько смежных предприятий, уже без поддержки военного ведомства, проводили различные работы и тесты, при помощи которых выявлялись слабые и сильные стороны техники. С учетом полученной информации выполнялись доработки различных элементов проекта. Испытания и доводка нескольких прототипов техники двух моделей продолжались до конца 1974 года. За это время было использовано около пяти сотен управляемых ракет и значительное число осколочно-фугасных снарядов.


Танк AMX-30 ACRA в "запасниках" музея в Сомюре. Фото Preservedtanks.com

Возможно, работы по проекту ACRA могли продолжаться и дальше, но к началу 1975 года даже самые ярые сторонники этой разработки потеряли всякие надежды на успешное завершение программы, некогда считавшейся многообещающей и перспективной. К этому времени Франция и ФРГ совместными усилиями завершили разработку перспективного противотанкового ракетного комплекса HOT, пригодного для монтажа на различных самоходных шасси. По своим характеристикам новый комплекс должен был превосходить испытываемую систему ACRA, из-за чего стали понятны реальные перспективы последней.

По причине дальнейшего развития ракетного вооружения проект ACRA лишился будущего. Последние испытательные пуски таких ракет из орудий танка AMX-30 ACRA и самоходок AMX-10M ACRA состоялись в конце 1974 года. После этого все работы по программе были прекращены ввиду отсутствия перспектив. Предприятия, участвовавшие в проекте Anti-Char Rapide Autopropulsé, занялись новыми актуальными разработками.

Единственный построенный экспериментальный «ракетный танк» AMX-30 ACRA более не был нужен. Его решили не перестраивать по исходному проекту с возвращением штатного вооружения. В течение некоторого времени прототип оставался у предприятия-изготовителя, после чего был передан музею бронетехники в г. Сомюр. Прототип оставался в «запасниках» музея, как минимум, до 1997 года. Немногочисленные известные фотографии машины, сделанные в прошлом, показывают, что она находится не в самом лучшем состоянии. Возможно, в будущем уникальный образец бронетехники пройдет реставрацию и пополнит постоянную экспозицию музея, но сейчас он находится на одной из площадок хранения.

Как выяснилось в будущем, проект Anti-Char Rapide Autopropulsé / ACRA был первой и последней попыткой французской промышленности разработать противотанковую ракету, запускаемую через ствол специального танкового орудия. В дальнейшем развитие танковых пушек и противотанковых ракет шло параллельно и не пересекалось в каких-либо проектах. Как следствие, современные французские танки AMX-56 Leclerc могут использовать только 120-мм снаряды различных типов, но не имеют возможности применения управляемых ракет. Носителями противотанковых ракетных комплексов стали бронемашины иных типов.

По материалам сайтов:
http://chars-francais.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://strangernn.livejournal.com/
http://defense-and-freedom.blogspot.com.br/

AMX-30, AMX-32

AMX-30, AMX-32
















AMX-30
Разработка танка, в дальнейшем получившего название AMX-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико - технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром AMX в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск AMX-30 начат в 1966 году. В начале 80-х годов принято решение модернизировать AMX-30 и с 1982 года улучшений образец, получивший наименование AMX-30B2, начал поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства AMX-30B2 для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы танков AMX-32 и AMX-40. Однако, ввиду отсутствия интереса у французской армии и импортеров к этим машинам, их производство не начиналось.
Танк AMX-30 имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его смещено к левому борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение танка AMX-30 занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 куб.м. Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка AMX-30 составляет 12,8 куб.м, из которых 2,0 куб.м приходится на башню.
Основным вооружением танка AMX-30 является 105-мм нарезная CN-105-FI французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный . Предусмотрено дублированное управление огнем от командира танка. Он может вести стрельбу из основной пушки и спаренной 20-мм АП днем и ночью. Для разведки целей и наведения оружия в цель у командира AMX-30 имеется основной и вспомогательный прицелы. В качестве основного используется комбинированным дневной-ночной перископический прицел M496, имеющий восьмикратное увеличение. В конструкции прицела включены дальномерный и ночные - низкоуровневый телевизионный и активный инфракрасный каналы. Для подсветки целей ночью у командира установлен инфракрасный PH9, обеспечивающий дальность обнаружения в ИК-диапазоне 600 - 800 метров. Вспомогательный дневной прицел командира имеет десятикратное увеличение. Основной прицел наводчика M581 работает совместно с лазерным дальномером APX M550 и электронным баллистическим вычислителем CO-TAC. Увеличение прицела десятикратное. Дальномер обеспечивает измерение дальностей в диапазоне 300-10000 метров. Электронный баллистический вычислитель учитывает отклонения условий стрельбы от нормальных и вырабатывает поправки на скорости цели и танка, дальность до цели, боковой , крен оси цапф, износ канала ствола, температуру воздуха и . Для стрельбы ночью у наводчика имеется перископический монокулярный подсветочный прицел. Подсветка целей осуществляется ксеноновым прожектором PH-88 дальность обнаружения целей достигает 1100 метров. Телевизионная камера смонтирована снаружи на правой стороне башни и передает изображение на экраны командира танка и наводчика. В качестве вспомогательного оружия у танка AMX-30 используются спаренная с основной 20-мм автоматическая пушка M963 и зенитный пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке, 20-мм автоматическая пушка размещена во вспомогательной бронемаске, имеющей возможность перемещаться независимо от основной, что обеспечило ей угол возвышения до 40 градусов.
Корпус танка AMX-30 сварной, носовой узел - литой. Верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 80 мм и наклон 68 градусов. Броневые детали корпуса монолитные, борта толщиной 57 мм. Башня танка литая. Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов ОМП установлена ФВУ танк комплектуется оборудованием для дегазации после действий в условиях применения 0В. Для более комфортных условий работы экипажа предусмотрена система кондиционирования. Защита от пожара обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомета калибра 80 мм.
На танке AMX-30 в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). Пуск двигателя производится электростартером. Двухпоточная гидромеханическая ENC 200 включает комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три - заднего, и поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП - аксиально-поршневая, швейцарского производства. Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением - электро-механогидравлическая. Ходовая часть танка - пятиопорная, с задним расположением ведущих колес. Гусеничный включает десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колеса с резиновыми шинами, ведущие колеса со съемными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. танка до капитального ремонта установлен 10000 км.
AMX-32
Французский основной боевой танк АМХ-30, производство которого началось в 1966 году (выпущено 2800 машин), был вооружён 105-мм нарезной пушкой, а вспомогательное вооружение состояло из 20-мм пушки, наведение которой в вертикальной плоскости могло осуществляться независимо от основного орудия.. Благодаря своей дешевизне, был закуплен для армий многих государств (Греция, Саудовская Аравия, Испания, Венесуэла, Кипр, Катар, Чили). После такого коммерческого успеха танка было решено создать его специальный экспортный вариант. Он был впервые продемонстрирован в 1982 году по названием АМХ-32 и отличался от АМХ-30 бронированием, вооружением и системой управления огнём. В качестве основного орудия могли использоваться как нарезная 105-мм пушка танка АМХ-30, так и гладкоствольная 120-мм пушка. В качестве вспомогательного вооружения по-прежнему использовалась 20-мм автоматическая пушка, но, в отличие от прежней модели она была размещена не справа, а слева от основного орудия.
Модификации танка AMX-30
AMX-30 (1963-1981 гг.) - базовый образец. Имеет оптический прицел-дальномер, вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической трансмиссией 5SD-200D.
AMX-30S - экспортный вариант танка AMX-30 для действий в пустыне. Отличался установкой боротовых экранов, двигателя мощностью 620 л.с. измененной конструкцией коробки передач, а также усиленной системой кондиционирования, противотермитной обработкой изоляционных и т.п. материалов.
AMX-30B2 (1982-1986 гг.) - улучшенная система управления огнем, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулемета может устанавливаться 20-мм автоматическая пушка.
AMX-30 Super (1988 г.) - модернизированный вариант AMX-30, предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается новой системой управления огнем, двигателем мощностью 850 л.с., увеличенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, улучшенной ходовой частью. Машины, изготовленные на базе танка AMX-30
На AMX-30 выпускались 155-мм самоходная пушка, зенитная самоходная установка, самоходная ракет “Плутон”, бронированная ремонтно-эвакуационная и танковый мостоукладчик, ЗРК “Роланд”. Производство и поставки на экспорт. AMX-30 производились с 1966 пo 1981 год на танкосборочном заводе ARE (город Роанни).
С 1982 года завод перешел на выпуск танков AMX-30B2, серийное производство которых было прекращено в 1986 году. Всего выпущено около 2800 машин всех модификаций. Помимо Франции, производство танков (AMX-30S) осуществлялось по лицензии в Испании на танковом заводе в городе Севилья. Кроме французской армии, AMX-30, AMX-30S и AMX-30B2 состоят на вооружении сухопутных войск Греции, Испании, Венесуэлы, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Чили, Кипра.
Тактико-техническая характеристика

Библиография:
Зарубежное военное обозрение 9.89

Энциклопедия танков . 2010 .


4-03-2017, 12:49

Привет всем любителям круассанов и добро пожаловать на сайт! Сегодня у нас в гостях оказался гость из не очень романтичной Франции времен 1960-х годов, французский средний танк десятого уровня – это AMX 30 B гайд .

Машина эта появилась в нашей любимой игре в уже далеком обновлении 0.9.7, она довольно сильная, но большой популярностью в нынешнем рандоме AMX 30 B World of Tanks не обладает. Однако наверняка найдутся люди, которые захотят на нем поиграть, или хотят знать, чего от него ожидать, так что стоит познакомиться с французом поближе.

ТТХ AMX 30 B

Для начала хочу сказать, что в нашем распоряжении имеется слегка заниженный, но все равно приближенный к стандартному запас прочности, а также хорошая базовая дальность обзора в 400 метров.

Бронированием наш француз наделен слабым и даже в лобовой проекции у AMX 30 B характеристики защищенности очень низкие. Как во лбу башни, так и в корпусе, даже с учетом хороших наклонов и обтекаемых поверхностей, толщина брони не превышает 150 миллиметров, а зачастую этот показатель еще ниже.

Но если от этой брони средний танк AMX 30 B худо-бедно мог бы отыгрывать, используя рельефы местности, иногда радоваться тому, что картонная маска орудия будет «съедать» кумулятивные снаряды, то огромная командирская башенка на крыше все портит. Она пробивается чем угодно и при этом имеет такие огромные размеры, что буквально притягивает вражеские снаряды.

Что же касается бортовой проекции, все совсем печально. Борта у AMX 30 B WoT не крепче того самого ведра на башне, фугасы сюда входят с полным уроном и даже если артиллерийский «чемодан» разорвется рядом, он может снять с нас около 1000 единиц запаса прочности.

Хотелось бы также отметить, что у AMX 30 B World of Tanks есть довольно низкий силуэт, который обеспечивает нам достойный уровень маскировки. Но в то же время корпус нашего француза длинный и его не всегда удается вовремя спрятать.

Однако ввиду того, что бронирование AMX 30 B танк имеет слабое, весит этот картон тоже мало, что дает нам хорошие ходовые характеристики. Максималку мы получаем превосходную, удельная мощность двигателя очень высокая и маневрирует этот аппарат очень бодро, то есть к мобильности никаких претензий нет.

Орудие

Как и всегда отдельного внимания заслуживает вооружение танка, так как именно пушка является тем самым элементом, который делает из гусеничной машины не бульдозер, а непосредственно танк.

У AMX 30 B орудие имеет усредненный для СТ-10 разовый урон, а также может похвастаться неплохой скорострельностью, благодаря которой мы получаем не рекордный, но вполне вменяемый урон в минуту, который без оборудования и перков равен примерно 2600 единицам.

Пробитие у AMX 30 B WoT тоже хорошее и оно практически не отличается от показателей других средних танков на уровне. Все это дает возможность уверенно наносить урон всем противникам, особенно если правильно использовать свою подвижность. И в то же время лучше возите с собой 10-15 голдовых снарядов для сложных ситуаций.

Закрепить свою огневую мощь AMX 30 B танк World of Tanks способен отличными показателями точности. Круг разброса у француза очень компактный, сводится пушка по-настоящему быстро и стабилизация у нее на уроне.

Более того, французский средний танк AMX 30 B наделен комфортными углами вертикальной наводки, ствол гнется вниз на 8 градусов, это тоже хороший показатель.

Преимущества и недостатки

В нашей танковой игре нет ни одной машины, которая была бы безупречной во всем, так просто не бывает и это было бы неправильно. По этой причине, чтобы у вас была возможность более успешно реализовывать потенциал данного аппарата, сейчас мы выделим преимущества и недостатки AMX 30 B WoT отдельно.
Плюсы:
Отличная подвижность (максималка, динамика, маневренность);
Хорошая дальность обзора;
Высокий коэффициент маскировки;
Достойный урон в минуту;
Отличное пробитие и точность орудия;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Откровенно слабая броня;
Очень уязвимая командирская башенка;
Частые криты внутренних модулей и членов экипажа;
Все-таки довольно большие габариты.

Оборудование для AMX 30 B

Установка дополнительных модулей – это всегда отличная возможность повысить потенциал танка посредством улучшения его изначальных характеристик. Впрочем, этот аспект не приобрел разительных изменений и на танк AMX 30 B оборудование лучше поставить следующее:
1. – всегда востребованный выбор, который повысит нашу огневую мощь благодаря ускорению перезарядки орудия.
2. – для такого подвижного среднего танка, как этот, повысить стабилизацию и точность орудия необходимо, ведь так мы сможем гораздо увереннее наносить урон даже в движении.
3. – комплексный 5-процентный буст характеристик отлично дополнит общую картину, сделает наш урон выше, орудие точнее, а обзор лучше.

Обучение экипажа

Следующей ступенью на пути к достижению максимальной эффективности будет прокачка умения французскому экипажу из четырех человек. Вы вновь должны позаботиться об улучшение точности орудия, общем повышении параметров машины, но не стоит забывать и о выживаемости. Таким образом, для AMX 30 B перки следует учить в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Снаряжение для AMX 30 B

Покупка расходников на танк в 99% случаев остается стандартной. Имеется в виду, что если у вас мало серебряных кредитов, лучше остановиться на , , . Но у этого аппарата часто критуют модули и членов экипажа, да и просто в целях повышения живучести, эффективнее возить на AMX 30 B снаряжение из , , . Заменять последний на не рекомендуется, так как у нас во лбу расположены топливные баки и высока вероятность пожаров.

Тактика игры на AMX 30 B

Сейчас перед нами сильная машина, но ввиду полного отсутствия ее бронирования, уязвимости в виде огромной командирской башенки, но при этом точной пушки и достойной маскировки, для AMX 30 B тактик а боя сводится к стоянию в кустах на второй линии и ведению огня с безопасного укрытия, при этом желательно не попадать в засвет.

Но для тех, кому пассивный стиль игры не по душе, средний танк AMX 30 B вполне способен на активные боевые действия. Мы отлично себя чествуем, формируя мощный боевой кулак с другими СТ-10, либо выполняя роль поддержки более бронированной союзной технике.

Играя активно, никогда не лезьте вперед, помните о своей уязвимости в ближнем бою. Наоборот, AMX 30 B танк WoT должен полагаться на хитрость, остроту ума и отличную скорость. Постоянно маневрируйте, старайтесь крутить врага, используйте дома на городских картах и неровности рельефа на открытых.

Кстати, не обольщайтесь хорошим углам вертикальной наводки, помните об этой ужасной огромной надстройке у нас на башне ведь играя от рельефа и высовываясь из-за холмика, AMX 30 B WoT непременно огребет в командирскую башенку, прежде чем совершит выстрел.

В целом весь бой мы либо можем провести в кустах, стараясь настреливать побольше урона по союзному засвету, играя в подобие ПТ-САУ. Либо действовать активно, но тогда AMX 30 B World of Tanks должен постоянно находиться в движении, искать выгодны и в то же время безопасные лазейки, обманывать противника, стараться приносить как можно больше пользы команде, сохраняя свой запас прочности и использую максимум своих преимуществ. Кстати, берегитесь артиллерии, ведь мы для нее очень лакомый кусочек.

EAGLEMOSS COLLECTIONS

Текст: М. Князев

Художник: М. Франклин.

Фотографии: стр. 4, 5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева; стр. 10 © U.S. Military; стр. 10, 11 © East News. Автор статьи «Операция «Дагэ» А. Харук.


Основной боевой танк АМХ-30

Танк АМХ-30 разрабатывался на основе единых с ФРГ и Италией тактикотехнических требований к танку 1960-х годов. После отказа от соглашения о производстве единого европейского танка НАТО разработка велась самостоятельно научно-исследовательским центром АМХ, расположенным в Исси-ле-Мулино, пригороде Парижа.



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТАНК АМХ-30В2

БОЕВАЯ МАССА, т: 37.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9480, ширина - 3100, высота (по крыше башни) - 2290, клиренс-440.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 80, борт - 30…57, крыша и днище -15, башня - 25…81.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.

ЗАПАС ХОДА, км: 520.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,9; высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м -1,3.


Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с расположением МТО в кормовой части машины. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса - литая. Своей формой корпуса французский танк очень напоминает свой западногерманский аналог - Leopard 1. Верхний лобовой лист корпуса установлен под углом 68° к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных под углом бортовых бронелистов - 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным - для повышения защищенности машины от взрывов мин.

Рабочее место механика-водителя смещено клевому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется люк овальной формы со сдвигающейся влево крышкой. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных прибора М223. Средний перископ заменяется панорамным активным прибором ночного видения ОВ-1 б-А с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Увеличение обоих каналов -1 х; поле зрения ночного канала - 35°, дневного - 24°. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, установленным на маске орудия слева от ствола. Прожектор может работать как в ИК-диапазоне, так и в диапазоне дневного света. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается бронестворками.


Основной боевой танк АМХ-30.


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Заказчик: армия Франции

Вид: основной боевой танк

Разработчик: научно- исследовательский центр АМХ

Производитель: завод ARE (г. Роанн), Santa Barbara Sistemas (Испания)

Годы производства: 1966–1986 гг. (в Испании - 1974–1979 гг.)

Годы эксплуатации: с 1967 г.


Основной боевой танк АМХ-30Е испанской армии.


Конструкция боевой части

В средней части корпуса установлена литая башня Т-105 с развитой кормовой нишей. По мнению некоторых западных экспертов, башня танка АМХ-30 обладает наилучшей формой с точки зрения баллистической стойкости по сравнению с башнями современников - танков Chieftain, Leopard 1 и М60. В башне установлена 105-мм пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости: от -8° до +20°. Боекомплект - 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 находятся в башне. В состав боекомплекта входят бронебойно-подкалиберные (начальная скорость 1525 м/с, масса 17,1 кг), осколочно-фугасные (1000 м/с, 21 кг), кумулятивные, дымовые и осветительные снаряды. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С орудием спарен 12,7-мм пулемет (установлен слева от орудия). В данном случае термин «спарен» не совсем верен. Крупнокалиберный пулемет может блокироваться с основным орудием, но может наводиться в вертикальной плоскости и раздельно. Пулемет смонтирован в отдельной бронемаске с увеличенным до +40° углом возвышения, за счет чего из него возможна стрельба по низколетящим воздушным целям. На командирской башенке установлен пулемет NF1 калибра 7,62 мм. Пулемет имеет механическое дистанционное управление, стрельбу из него могут вести командир и наводчик. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм. Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева - заряжающего. Заряжающий также выполняет обязанности радиста. В крыше башни имеются два люка - командира и заряжающего.

В башне смонтирован командирский оптический монокулярный прицел-дальномер М208, работающий по принципу совмещения изображений; его база -2 м, увеличение - 12 х, диапазон измеряемых дальностей - от 600 до 3500 м. Приведении стрельбы из 105-мм орудия в темное время суток используется активный ИК-прицел ОВ-17-А с 4-кратным увеличением. У наводчика установлен жестко связанный с орудием телескопический прицел М271.


Основной боевой танк АМХ-30 армии Венесуэлы.


В моторно-трансмиссионном отделении установлен единый блок из двигателя и трансмиссии. Двигатель - четырехтактный двенадцатицилиндровый (с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров) многотопливный дизель жидкостного охлаждения HS110-2 мощностью 720 л. с. Дизель может работать на соляре, керосине и бензине. Запуск осуществляется электростартером. Глушители расположены по бортам моторно-трансмиссионного отделения на крыльях ближе к корме. Трансмиссия - механическая 5SD-200D, имеет пять передач переднего и пять заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л расположены в отделении управления и в МТО.

Ходовая часть танка включает по пять опорных катков на борт. Подвеска - торсионная. Опорные катки - двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков - по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи. Имеется десять поддерживающих роликов (по пять на борт) с внутренней амортизацией. Гусеницы - с ОМШ последовательного типа, траки - с резиновыми асфальтоходными подушками. Ресурс элементов ходовой части составляет 2–5 тысяч км пробега.

Танк оснащен системой защиты от ОМП и автоматической системой пожаротушения. ФВУ системы защиты от ОМП установлена в кормовой нише башни.

Танк АМХ-30 способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. Подготовка к форсированию водной преграды занимает 10 мин. На башне вместо перископического наблюдательного прибора заряжающего монтируется воздухозаборная труба, изготовленная из стеклопластика. В походном положении она крепится на корме башни. Для выдерживания направления движения по дну у механика- водителя установлен гирополукомпас. Перед форсированием экипаж герметизирует машину, закрывает ствол орудия заглушкой и приводит в немедленную готовность к использованию индивидуальные кислородные дыхательные приборы.


КОНТЕКСТ

Танк АМХ-30 - один из самых легких зарубежных основных танков второго поколения. Эта боевая машина обладала достаточной для периода 1960-1970-х годов огневой мощью и подвижностью, но относительно слабой броневой защитой. Проведение модернизации не смогло устранить этот недостаток. Использование навесных элементов КДЗ G2 привело к возрастанию массы танка и снижению его динамических характеристик. По своим ТТХ танк АМХ-30 не достиг уровня американского танка М60А1.


Основной боевой танк АМХ-30B2.


МОДИФИКАЦИИ

АМХ-30 (АМХ-ЗОВ) - первый серийный вариант. С 1972 года вместо спаренного пулемета устанавливается 20-мм автоматическая пушка. AMX-30S - вариант АМХ-30 для использования в странах с жарким климатом. Двигатель дефорсирован до мощности 620 л. с., установлены бортовые экраны, изменена конструкция коробки передач, усилена система кондиционирования воздуха. Максимальная скорость - 60 км/ч.

На АМХ-30В2 (1982 г.) механическая трансмиссия заменена двухпоточной гидромеханической трансмиссией SESM ENC-200 с полуавтоматической коробкой передач (пять передач переднего и пять заднего хода). Вместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 до 9995 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427 с дневным и ночным (электроннооптическим) каналами. Для выработки необходимых для стрельбы данных установлена электронная СУО СОТАС М581. Система СОТАС включает телескопический прицел наводчика М544 с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер М550, электронный баллистический вычислитель М579 и оптический модуль М421. На танке АМХ-30В2 монтировались низкоуровневые телевизионные обзорные системы. Бронекожух с телекамерой установлен на маске пушки справа от ствола. Установлена пассивная система ночного видения CASTOR фирмы Thomson-CSF. Телесистема позволяет обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 1000 м. Дальность обнаружения объектов инфракрасной системой составляет около 4000 м, дальность опознавания - около 2000 м. Мониторы, на которых отображаются телевизионное или тепловое изображения, установлены как у наводчика, так и у командира. Вождение танка в ночных условиях обеспечено установкой у механика- водителя электронно-оптических приборов ночного видения ОВ-31А или CN2-516.

Огневая мощь повышена за счет введения в состав боекомплекта 105-мм оперенных бронебойно- подкалиберных снарядов. Улучшена система охлаждения двигателя.

В начале 1990-х годов фирма GIAT разработала для танков АМХ-30В2 комплект навесной динамической защиты BS G2 (BS - Brique de Surblindage), по уровню защищенности эквивалентный стальной броне толщиной 400 мм. Комплект состоит из 112 элементов, размещенных на башне и корпусе танка.

Изготовлено 166 танков АМХ-30В2, еще 493 переоборудовано из АМХ-30.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

¦ 1983 г. - начало разработки

¦ 1963 г. - принятие на вооружение

¦ 1982 г. - поступление в войска танков АМХ-30В2

¦ 1991 г. - участие в операции «Буря в пустыне»


Крупный план танка АМХ-30В2, оснащенного навесной ДЗ.


Башня Т-105, литая, с развитой кормовой нишей, по сравнению с башнями современников обладает наилучшей с точки зрения баллистической стойкости формой. Установлена в средней части корпуса.



ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК АМХ-30

Основной боевой танк АМХ-30В2. 4-й драгунский полк, операция «Дагэ», 1991 год. Операция «Дагэ» - французский компонент операции «Буря в пустыне». Судя по тактическому номеру - это 2-й танк 3-го взвода 1 - го эскадрона 4-го драгунского полка французской армии.

1 Пушка. 105-мм нарезная пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров.

2 Бронекожух. Бронекожух с телекамерой низкоуровневой телевизионной обзорной системы. Телесистема позволяет обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 1000 м.

3 Пулемет. 7,62-мм пулемет NF1 установлен на командирской башенке. Пулемет имеет механическое и дистанционное управление.

4 Сиденья. Сиденья наводчика (впереди) и командира танка находятся справа от орудия.

5 Ограждение. По бортам башни смонтировано ограждение- корзина для складирования имущества экипажа и снаряжения.

6 Крупнокалиберный. пулемет. 12,7-мм пулемет может блокироваться с пушкой, но может наводиться в вертикальной плоскости отдельно.


Операция «Дагэ»

Единственным эпизодом боевого применения французских танков АМХ-30 стала война в Персидском заливе. Участие Франции в этой кампании осуществлялось в рамках операции «Дагэ».


Военные действия во время войны в Персидском заливе. Ноябрь 1990 года.


Первый контингент французских сухопутных войск прибыл в район Персидского залива 25 августа 1990 года на борту авианосца «Клемансо». В его состав входили подразделения сил быстрого развертывания - 4 эскадрильи армейской авиации из состава 4-й аэромобильной дивизии (12 вертолетов «Пума» и 30 - «Газель»), а также разведывательный эскадрон (12 БРМ ERC-90F4) и зенитная батарея (24 ПЗРК «Мистраль») из 11-й воздушно-десантной дивизии. Однако это был лишь авангард. В течение октября - ноября 1990 года в Саудовскую Аравию прибыли основные силы б-й бронекавалерийской дивизии: два бронекавалерийских полка (1-й спаги и 1-й шассер) и 2-й мотопехотный полк Иностранного легиона, а также дополнительный контингент армейской авиации. В начале января 1991 года к ним присоединились 6-й инженерный полк из состава 6-й бронекавалерийской дивизии, основные силы 4-й аэромобильной дивизии, а также два полка 9-й дивизии «марин» (11-й артиллерийский и сводный, составленный из частей мотопехотного и бронекавалерийского полков). Таким образом, был создан достаточно подвижный и подготовленный для действий в условиях пустыни контингент сил быстрого развертывания, включающий наземный и воздушный эшелоны. Однако его существенным недостатком являлось отсутствие танков - это могло создать серьезные трудности при преодолении иракской обороны. Поэтому в начале января 1991 года в Саудовскую Аравию перебросили часть, не входящую в силы быстрого развертывания - 4-й танковый полк из состава 10-й бронетанковой дивизии. На его вооружении состояло 44 танка АМХ-30В2 (3 эскадрона по 14 танков и 2 танка в управлении). Французский контингент был сосредоточен в полевом лагере у Хафар-Эль-Батин. К началу наземной наступательной операции он насчитывал 12,5 тысячи человек личного состава, 132 вертолета, 44 танка, 108 БРМ (96 AMX-10RC со 105-мм пушкой и 12 ERC-90F4 с 90-мм пушкой), 244 БТР VAB, 18 155-мм гаубиц, 71 ПТРК, 14 ПЗРК и более 1000 единиц другой военной техники.


Французские разведывательные машины AMX-10RC следуют через пустыню. Январь 1991 года.


ЗАМЫСЕЛ ОПЕРАЦИИ

Согласно планам коалиционного командования, французским войскам была отведена одна из важных ролей - прикрытие левого (западного) фланга главной группировки многонациональных сил. Для этих целей была создана дивизия «Дагэ», в которую вошли все французские части, а также приданные американские (бригада 82-й воздушно-десантной дивизии и 12-я бригада полевой артиллерии общей численностью 4,5 тысяч человек). В свою очередь, дивизия «Дагэ» подчинялась американскому 18-му воздушно- десантному корпусу. Управление дивизии «Дагэ» сформировали на базе штаба 6-й бронекавалерийской дивизии, а возглавил его генерал Мишель Рокежоффр.

С 17 по 19 февраля 1991 года части дивизии «Дагэ» выдвинулись из лагеря в исходный район Рафха и развернулись вдоль границы с Ираком. Перед французами поставили задачу: прорыв передового оборонительного рубежа, разгром 28-й и частей 45-й пехотных дивизий противника, стремительное выдвижение в направлении Эс-Сальман, а также последующий выход на рубеж реки Евфрат у Самавы с целью перерезать шоссе Багдад - Басра, завершить создание внешнего кольца окружения иракских войск и не допустить его разблокирования. Для решения поставленной задачи французское командование сформировало две тактические группы: «западную» (два бронекавалерийских полка, а также мотопехотный, артиллерийский и полк армейской авиации) и «восточную» (танковый, мотопехотный полки и полк армейской авиации). Боевой порядок каждой группы строился в два эшелона - наземный и воздушный.


Уничтоженный иракский танк вблизи пожаров на нефтяных скважинах во время войны в Персидском заливе. 1991 год.


ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Наступление началось в 04:00 24 февраля 1991 года. Фронтальным ударом обеих тактических групп был прорван передовой оборонительный рубеж, и к исходу дня «восточная» группа заняла населенный пункт Рошамбо, продвинувшись на 45–50 км от границы и выполнив ближайшую задачу. Танки АМХ-30В2 стали решающим фактором, способствовавшим успеху: они успешно поражали как вражескую бронетехнику, так и полевые укрепления. «Западная» группа разгромила иракскую пехотную бригаду, совершила обходный маневр и 25 февраля нанесла фланговый удар по тыловому району обороны противника.

26 февраля обе тактические группы ударами по сходящимся направлениям разгромили резервы противника и овладели городом Эс-Сальмана, а к исходу 27 февраля дивизия «Дагэ» вышла к реке Евфрат, овладев городом Самава и перерезав шоссе Багдад - Басра. Тем самым задача, поставленная перед дивизией, была выполнена.

ИТОГИ

В ходе четырехдневных боевых действий дивизия «Дагэ» преодолела 250 км. Среднесуточный темп наступления превысил 60 км. Боевые действия велись в основном «колесами», а не «огнем», широко применялись обходные маневры. Хотя для таких боев более подходящими считались колесные бронемашины, но и танки АМХ-30В2 зарекомендовали себя в целом неплохо, показав достаточную надежность, защищенность и огневую мощь. Потери французов были минимальными: всего два человека погибли и 33 были ранены. Ни одна единица бронетехники уничтожена не была. Со своей стороны, французы уничтожили 20 иракских танков (еще два Т-72 стали трофеями), 17 бронемашин, 114 грузовиков и много другой техники. Около 3000 иракцев попали в плен, остальные бойцы 28-й и 45-й дивизий, противостоявших дивизии «Дагэ», попросту разбежались.


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Силы быстрого развертывания Франции по состоянию на 1990 г. включали пять дивизий:

4-я аэромобильная,

6-я бронекавалерийская,

9-я пехотная «марин»,

11-я воздушно-десантная,

27-я альпийская пехотная.


«Слоны ганнибала»

Принято считать, что первые опытные образцы отечественных колесных бронетранспортеров были созданы в годы Великой Отечественной войны. Однако это не совсем так. С уверенностью можно утверждать, что серийный выпуск первых русских бронетранспортеров был налажен еще во время Первой мировой войны.


Застрявший броневик вытаскивают при помощи другого - однотипного. Октябрь 191 б года.


9 ноября 1915 года на Юго-Западный фронт убыл 26-й автопулеметный взвод под командованием штабс-капитана Виктора Поплавко. В его составе имелась сверхштатная полубронированная машина под названием «Чародей». Она была построена по проекту командира взвода на шасси американского двухтонного полноприводного грузовика «Джеффери» и предназначалась для обслуживания броневых автомобилей взвода на линии огня: подвоза боеприпасов, горючего и эвакуации поврежденных машин, а так как непосредственное участие в боях «Чародея» не предполагалось, он имел броню, прикрывавшую мотор и кабину лишь спереди и с боков. В январе 1916 года, учитывая лучшую проходимость «Джеффери» по сравнению с основной матчастью взвода, Поплавко решил использовать «Чародея» в качестве своего рода инженерной машины разграждения. Для этого на нем установили лебедку, два якоря-кошки с тросами и легкий разборный мост, служивший для преодоления окопов и рвов. 27 января было проведено первое испытание. С помощью «кошек», заброшенных за заграждение, машина прорвала четыре ряда колючей проволоки и растащила рогатки, укрепленные проволокой к деревьям.


Бронеавтомобиль «Джеффери» во время испытаний по преодолению проволочных заграждений на полигоне Офицерской стрелковой школы, октябрь 1916 года.

На подножке машины - штабс-капитан Поплавко.


В дальнейшем, работая над усовершенствованием «Чародея», Поплавко сконструировал специальное приспособление, позволявшее с помощью ударной силы грузовика рвать проволоку и выворачивать из земли колья. Нижний передний броневой лист корпуса был установлен с таким расчетом, чтобы разрушенное заграждение машина подминала под себя и оно не мешало дальнейшему движению. Испытанный в конце апреля 1916 года «Джеффери» показал хорошие результаты, что побудило штабс-капитана Поплавко обратиться за помощью к командованию 7-й армии: «Прошу оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь. Для этого необходимо лишь дать наряд на сталь на Ижорском заводе, собрать «Джеффери» в армии и дать мне кузнецов. Через две недели по получении всего будут созданы отряды «слонов Ганнибала», применение которых будет на первое время поворотным ключом в кампании… На каждой машине будет помещаться шофер, пулеметчик и 10 нижних чинов, вооруженных кинжалами, маузерами и ручными гранатами. 30 таких машин подходят на рассвете к проволоке противника, где ровное место и твердый грунт, переходят через нее и под прикрытием своих пулеметов подходят к окопу. В то же время люди, бросив гранаты, прыгают в окоп и занимают его… Сзади движется густая цепь пехоты, по которой не будет ружейного и пулеметного огня. После этого люди с машин наводят переносные мосты, возимые каждым броневиком, автомобили переходят через окоп и рвут вторую линию».

Получается, что в 1916 году офицер Русской армии Виктор Поплавко сформулировал основные принципы применения бронетранспортеров, которые не устарели и сегодня. Что же касается «Чародея», то 10 мая 1916 года он испытывался в присутствии начальника инженеров 7-й армии полковника Полянского и офицеров штаба 2-го армейского корпуса. «Результаты испытания поразительны!»-доносил в Ставку полковник Полянский.

В начале июня штабс-капитан Поплавко вместе с «Чародеем» убыл в Петроград, где его машина прошла всесторонние испытания на Инженерном полигоне. По их итогам Комиссия по броневым автомобилям постановила спешно изготовить 30 таких машин на Ижорском заводе. В конце сентября 1916 года все броневики сдали заказчику.


ДИВИЗИОН ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИИ

Серийные машины в соответствии с требованиями имели полностью закрытый броневой корпус из 7-мм брони. В его передней части находился двигатель, за ним-боевая рубка экипажа. Причем обслуживание двигателя было возможно изнутри машины. В задней части, на месте грузовой платформы, был установлен невысокий броневой короб для запасных частей, горючего и боеприпасов. В случае необходимости там могло перевозиться несколько пехотинцев. Вооружение броневика состояло из двух пулеметов «Максим» с четырьмя амбразурами для стрельбы. Для входа и выхода экипажа, состоявшего из командира, шофера и двух пулеметчиков, с правой стороны корпуса имелась дверь. В носовой части машины крепилось съемное ломающее приспособление. Колеса оснащались дополнительными уширенными бандажами для движения по грунту. Двигатель мощностью 32 л. с. позволял бронеавтомобилю развивать скорость до 35 км/ч. Это считалось достаточным, так как «Джеффери» предназначались прежде всего для прорыва проволочных заграждений.

10 сентября, еще до окончания постройки боевых машин, был утвержден штат броневого автомобильного дивизиона особого назначения: 30 бронированных «Джеффери», 4 грузовые и 4 легковые машины, 4 автоцистерны, 1 автомастерская и 9 мотоциклов. Его командиром стал капитан Поплавко, получивший повышение в чине. Организационно дивизион делился на три взвода (по 10 броневиков), каждое отделение на три звена (по 3 машины), звеном командовал офицер.


Бронеавтомобиль «Джеффери» из состава Броневого дивизиона Особого назначения. Юго-Западный фронт. Июнь 1917 года.


Броневики, захваченные немцами в боях под Тарнополем -. два «Джеффери» и «Ланчестер». 1917 год.



16 октября 1916 года бронедивизион отбыл на Юго-Западный фронт, где вошел в состав войск 11 - й армии. В конце декабря планировалось его использование совместно с одной из стрелковых дивизий в частной наступательной операции. В процессе подготовки к ней 15 «Джеффери» участвовали в учебной атаке по прорыву заграждения на старой австрийской позиции. Оно состояло из четырех полос по четыре ряда кольев, густо оплетенных колючей проволокой. Броневики успешно справились с заданием, затратив на прорыв заграждения от 45 до 60 секунд и оставив после себя проходы для пехоты. Но чтобы до начала общего наступления войск Юго-Западного фронта, намечавшегося на весну 1917 года, «противник не принял мер против новой техники», использование «Джеффери» отложили.


«ДЖЕФФЕРИ» В БОЮ

В январе 1917 года русское командование решило сформировать еще три аналогичных дивизиона для Юго-Западного и Румынского фронтов. Заказ на изготовление 90 «Джеффери» с улучшенным вариантом бронировки 14 февраля 1917 года получил Склад приборов и приспособлений при Офицерской стрелковой школе, а броня должна была поступать с Ижорского завода. Начиная с середины марта предполагалось сдавать ежемесячно по 15 машин. Однако построили только один броневик, отправленный 16 июня 1917 года в Запасной броневой дивизион.

В начавшемся 16 июня 1917 года наступлении войск 11-й армии машины дивизиона особого назначения для прорыва проволочных заграждений не применялись. Действуя как обычные броневики, «Джеффери» оказали большую помощь 17-му армейскому корпусу, прикрывая его отход во время прорыва немцев на Тарнополь. Так, 7 июля у урочища Лисьи Ямы (северо-восточнее Тарнополя) машины 1-го отделения атаковали немцев и под сильным артиллерийским огнем, заполняя прорывы в наших пехотных цепях, задержали продвижение противника на 3,5 часа. В тот же день два других отделения с 16 часов вели бой под мызой Езерна, прикрывая эвакуацию имущества. С наступлением темноты, прорвавшись через объятую огнем Езерну и уничтожив склад боеприпасов, который не сумели вывести, машины отошли к Тарнополю.

8 июля 1917 года все три отделения прикрывали переправы на реке Серет и шоссе Тарнополь - Ново-Заложице. Не имея связи с пехотой, при отходе не оказывавшей никакого сопротивления, броневики сдерживали немцев, непрерывно атакуя их, расстреливая в упор и не давая продвигаться. Кроме того, машины дивизиона вывозили из-под огня раненых, а также брошенные отступавшими войсками пулеметы и орудия. Входе непрерывных двухдневных боев два броневика были разбиты огнем немецкой артиллерии, а три подорваны экипажами (из- за поломок вывести их в тыл не представлялось возможным). Основной причиной эффективности действий «Джеффери» в июльских боях стала их повышенная проходимость и подвижность (за счет поворота передних и задних колес) по сравнению с другими типами броневых автомобилей. Особенно это сказалось в боях 7–8 июля, когда из-за дождей грунтовые дороги стали практически непроходимыми для автомашин. Однако выявились и серьезные недостатки в системе бронировки и вооружения «Джеффери».

В годы гражданской войны «Джеффери» применялись на всех фронтах в основном в составе бронеотрядов Красной Армии. Но уже в середине 1920 года большинство из них заменили «фиатами» или «остинами». Это было вызвано не только неудачным размещением вооружения, но и сложностью ремонта этих машин. К1922 году в Управлении броневых сил РККА числилось 13 броневиков «Джеффери», большая часть которых предназначалась для разбронировки.


Ремонт броневиков «Джеффери». Июль 1917 года.