Режимы съемки: приоритет выдержки и диафрагмы. В каких случаях режим приоритета диафрагмы наиболее полезен и выгоден? Использование режима приоритета диафрагмы при низкой освещенности

Даже самый опытный фотограф может иногда использовать запрограммированные режимы, чтобы сосредоточится на снимке, а не на расчете экспозиции, и не упустить шанс сделать прекрасный снимок. Но если вы новичок в фотографии или хотите расширить свои навыки за пределами режима Авто, то начните с того, чтобы покинуть зону зеленого квадратика.

Когда вы настраиваете камеру, чтобы сделать снимок, есть четыре основных результата на выбор: большая глубина резкости, малая глубина резкости, размытое движение или замороженное движение. Как узнать, какие режимы использовать, чтобы получить желаемый результат в фотографии? Давайте посмотрим.

Авто (Зеленый квадратик )

В режиме Авто ваша камера автоматически установит для вас выдержку, диафрагму, ISO, баланс белого и даже встроенную вспышку.

Преимущества: это отличный вариант для новичков – но не становитесь зависимым от него! Используйте его лишь до тех пор, пока не научитесь настраивать камеру самостоятельно.

Недостатки: в определенных условиях освещения автоматические настройки могут привести к нежелательному результату. Например, портрет, сделанный при контровом освещении, будет отображать только силуэт. В условиях низкой освещенности изображение может получиться размытым и зернистым; также камера может выбрать использование встроенной вспышки, чтобы добавить немного света, и многие модели фотокамер не имеют функции отключения вспышки, если вы не желаете ее использовать.

Когда использовать: каждый раз, когда вы используете свою камеру в качестве компактной, это ваш режим.

Этот портрет был намеренно сделан на солнце в режиме Авто. Камера проделала достойную работу по настройке экспозиции, но все же снимок на 1/2 шага недоэкспонирован. Настройки авто экспозиции такие : выдержка 1/250 сек ., диафрагма f/6.3, ISO 100. Если выдержка и ISO приемлемы , то диафрагму можно было бы уменьшить и сделать фон менее отвлекающим .

Программный режим (P)

В программном режиме ваша камера автоматически установит выдержку и диафрагму, но позволит вам выбрать ISO, баланс белого, компенсацию экспозиции и вспышку.

Преимущества : это большой следующий шаг для новичка, который хочет иметь немного больше контроля над своей камерой и улучшить фотографии.

Недостатки : как и в режиме Авто, определенные условия освещения могут привести к непредсказуемым результатам в связи с частично автоматическими настройками, которые иногда отдают результаты на волю случая.

Когда использовать : используйте этот режим, если хотите сделать шаг в сторону полного освоения контроля над настройками камеры.

Приоритет выдержки (TV – Canon) (S – Nikon)

В режиме Приоритета выдержки вы выбираете выдержку и ISO, а камера автоматически установит подходящую диафрагму для правильной экспозиции.

Преимущества : отлично подходит для захвата замороженного действия и размытого движения движущихся объектов.

Недостатки : в этом режиме вы управляете выдержкой, так что будьте внимательны с диафрагмой, которую камера выберет для правильной экспозиции. Здесь также имеет значение, какой объектив вы используете. Некоторые камеры могут снимать на очень короткой выдержке, но если объектив не имеет достаточно большую диафрагму, то изображение будет недоэкспонированным. Например, если вы фотографируете на выдержке 1/4000 сек., и правильная экспозиция требует диафрагму f/2.8, но в вашем объективе она максимально раскрывается на f/3.5, изображение будет недоэкспонированным.

Когда использовать : используйте этот режим, когда нужно управлять движением объекта, который фотографируете. Используйте короткую выдержку, если хотите зафиксировать движение, или длинную выдержку, если хотите размыть движение. Этот режим также полезен при использовании больших мм объективов, когда вам нужно установить короткую выдержку, чтобы предотвратить размытие изображения из-за дрожания камеры.

Был использован режим Приоритет выдержки с выдержкой 1/8 сек., чтобы размыть быстро движущуюся воду.

Замораживание очень быстрого движения – 1/3000 сек.

Спортсмены в движении – от 1/500 до 1/1000 сек.

Птицы в полете – от 1/1000 до 1/2000 сек.

Идущие люди – 1/250 сек.

Панорамирование движущихся объектов – от 1/30 до 1/125 сек.

Размывание быстро движущейся воды – 1/8 сек.

Размывание медленно движущейся воды – 1/2 сек.

Приоритет диафрагмы (AV Canon ) (A Nikon )

В режиме Приоритет диафрагмы вы выбираете диафрагму и ISO, а камера автоматически установит подходящую выдержку для правильной экспозиции.

Преимущества : помимо Ручного режима (следующий параграф), Приоритет диафрагмы является наиболее популярным режимом среди фотографов, в основном потому, что он дает возможность контролировать, что будет в фокусе, а что нет. И в большинстве случаев элемент, который находится в фокусе, делает фото успешным или обреченным на провал.

Недостатки : в условиях плохого освещения, камера может выбрать очень длинную выдержку, что приведет к размытию изображения как из-за движения объекта, так и дрожания камеры.

Когда использовать : используйте этот режим, когда хотите контролировать глубину резкости вашего изображения. Чем больше диафрагма, тем больше света попадет на сенсор камеры и тем меньше будет глубина резкости. И наоборот, чем меньше диафрагма, тем меньше света попадет на сенсор, и тем больше будет глубина резкости. Имейте ввиду, что изменение диафрагмы будет влиять на скорость выдержки. Больше света большой диафрагмы приведет к короткой выдержке, а меньшее света маленькой диафрагмы – к длинной.

Установлен режим Приоритет диафрагмы, чтобы увеличить глубину резкости.

Пейзажи - f/8 или выше для большей глубины резкости

Портреты – большая диафрагма (f/2.8) для малой глубины резкости и размытого заднего плана

Макро – f/8 или выше для большей глубины резкости

Ручной режим (M )

Ручной режим позволяет изменять как выдержку, так и диафрагму независимо друг от друга. Камера не делает никаких автоматических настроек. Встроенный экспонометр вашей камеры укажет вам, какая экспозиция будет правильной, но вы можете полностью контролировать установку выдержки и диафрагмы по отдельности, чтобы достичь той экспозиции, которая будет правильной для задуманного вами снимка. Прежде, чем использовать ручной режим, рекомендуется хорошо изучить треугольник экспозиции (выдержка, диафрагма и ISO) и как они повлияют на изображение.

Преимущества : этот режим дает вам полный контроль над изображением, которое вы создаете.

Недостатки : в то время, как этот режим дает множество творческих возможностей, вам следует быть осторожным и все время проверять экспозицию каждого изображения, особенно в условиях быстрой смены освещения.

Когда использовать : после того, как вы научитесь использовать этот режим, его эффекты и результаты настроек, а также как они работают вместе, вы будете использовать этот режим практически всегда.

В Ручном режиме была использована маленькая диафрагма, чтобы контролировать ГРИП, и длинная выдержка, чтобы размыть движение воды.

Режим Сцены

Режим Сцены очень похож на Авто. Вы выбираете сцену, а камера задает настройки, оптимальные для заданного сценария. Различные модели камер могут иметь разные Сцены, но перечисленные здесь наиболее популярны:

Спорт – камера увеличит ISO и использует короткую выдержку, чтобы захватить движение.

Пейзаж – камера использует маленькую диафрагму, чтобы максимально увеличить глубину резкости; вспышка также может быть отключена.

Портрет – камера будет использовать большую диафрагму, чтобы задний план был вне фокуса. Некоторые модели камер используют распознавание лиц в этом режиме.

Макро – камера выберет маленькую диафрагму, чтобы дать такую большую глубину резкости, насколько возможно.

Преимущества : как и в Программном, этот режим Сцен являются преимущественно стартовой точкой для новичков и обычно дают лучший результат, чем съемка в режиме Авто.

Недостатки : эти настройки, как правило, дают желаемый результат, но иногда он может отличаться и быть ненадежным.

Когда использовать : режим Сцены может быть следующим шагом для новичков после режима Авто, используйте его, как отправную точку, для изучения своей камеры, как она устроена, и улучшения своих навыков в фотографии.

Так какой режим наилучший ?

Какой режим использовать зависит только от вас. Но если вы выбираете Авто, Сцена или Программный режимы и хотите улучшить свои фотографии, изучите, как установить правильную экспозицию, основанную на выдержке, диафрагме и ISO; это поможет вам сделать правильные настройки и создать хорошие фотографии. Для профессиональных фотографов двумя наиболее популярными режимами являются Ручной и Приоритет диафрагмы. Но помните, что профессионалы тоже когда-то были новичками. Поэтому наслаждайтесь своим опытом в фотографии, не зависимо от того, какой режим вы выбрали!

  • Что представляют собой режимы A (Av), S (Tv) и M, определение каждого;
  • В каких ситуациях стоит выбирать каждый из них и почему;
  • Некоторые преимущества режимов (Av) и S (Tv) по сравнению с ручной настройкой;
  • Некоторые преимущества ручной настройки и примеры ситуаций, когда это единственный возможный вариант.

Ручные режимы съемки, какие они?

Ручной режим (M) : этот режим дает вам полный контроль над тремя параметрами настройки камеры, определяющими экспозицию (известными как треугольник экспозиции) – чувствительность ISO, диафрагма и скорость затвора. В руководстве мы остановимся на каждом из параметров.

Приоритет диафрагмы (А на Nikon, Av на Canon) : этот режим дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки, а именно ISO и диафрагмой. Камера автоматически определит соответствующую скорость затвора, чтобы обеспечить вас правильной экспозицией.

Приоритет выдержки (S на Nikon, Tv на Canon) : данный режим так же дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки экспозиции, но на этот раз это ISO и скорость затвора. Камера автоматически определит значение диафрагмы, подходящее для ваших настроек.

Есть и другие факторы, которые влияют на результат, а именно - экспозамер, который используется и компенсация экспозиции. На этом мы остановимся чуть позже.

Как решить, какой режим использовать?

Я использую режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки чаще, чем какой-либо другой. Принимая решение о том, какой из них лучше выбрать, следует учитывать то, что вы снимаете, при каких внешних условиях и какого эффекта хотите достичь:

  • Выбирать режим приоритета диафрагмы следует тогда, когда вы хотите контролировать глубину резкости (DOF) . Так, например, если вы создаете портрет с красивым боке, то установите апертуру, на значение f2.8 или f1.8. Выбирать режим приоритета диафрагмы следует не только при создании приятного размытого фона, но и в случаях, когда, наоборот, требуется сделать четкий снимок, выбрав значение диафрагмы f11 или меньше.
  • Отдать предпочтение режиму приоритета выдержки следует тогда, когда вам важно контролировать движение объекта , то есть, либо сделать объект съемки очень четким во время движения, либо наоборот качественно размыть его. Таким образом, фотографируя спортивные мероприятия, концерты или дикую природу, когда важна четкость, значение скорости затвора следует установить на значение, хотя бы, 1/500. Фотографируя движение воды, или машины в ночное время суток, интервал выдержки нужно выбирать значительно больше, как минимум 2-5 секунд.
  • Есть несколько случаев, когда наилучшим вариантом будет съемка в ручном режиме. Так, если вы делаете ночной портрет или пейзаж, работаете в студии, или делаете HDR снимок с использованием штатива, так же в некоторых случаях, когда используется вспышка (например, когда работая в темной комнате, вам все-таки хочется немного сохранить естественное освещение).

Вот некоторые примеры изображений, сделанные с помощью каждого из режимов, описанных выше.

Снимок, сделанный в режиме приоритета диафрагмы


Снимок, созданный в режиме приоритета выдержки


Снимок, сделанный в ручном режиме, в темное время суток

Вещи, о которых не стоит забывать

ISO: помните, что при выборе любого режима вы по-прежнему настраиваете чувствительность ISO самостоятельно.

Выбирать чувствительность нужно основываясь на том, при каком освещении вы снимаете. Допустим, снимая при ярком солнечном свете лучше установить значение 100 ISO или 200 ISO. Если это пасмурный день, или, вы снимаете в тени, то значение лучше установить на 400 ISO. Для съемки в помещении с плохим освещением значение нужно поставить больше 800 ISO, в зависимости от обстоятельств. Значения выше 3200 ISO устанавливаются в особых случаях, например, если вы снимаете объект в движение без использования штатива и при этом, уровень освещения низкий. Использование штатива позволяет ставить более низкие значения ISO, так как риск сделать смазанный кадр сводится практически к нулю.

Проверьте скорость затвора в режиме приоритета диафрагмы.

Если камера определяет значение скорости затвора самостоятельно, это еще не значит, что вам удастся сделать качественный снимок, поэтому лучше лишний раз проверить, какую скорость установил ваш фотоаппарат. Да, в основном проблем не возникает, но если вы настроили фотокамеру и установили чувствительность 100 ISO, при диафрагме f16 в темной комнате, то снимать вы будете с довольно медленной выдержкой, и если штатив не используется, то кадр, скорее всего, выйдет размытым. Поэтому, следите за тем, что бы выдержка была установлена верно, для этого можно использовать следующее правило - 1/фокусное расстояние = скорость затвора. То есть, если вы снимаете на расстоянии 200 метров, то выдержка должна быть 1/200. Зная это правило, вы сможете подкорректировать свои настройки ISO и диафрагмы таким образом, что бы выдержка автоматически установилась на то значение, которое подойдет лучше всего.


Снимок, сделанный в ручном режиме с HDR

Следите за уведомлениями с предупреждением о неправильной экспозиции в режимах S и A.

Ваша камера довольно умная, но она может работать только в пределах своих собственных ограничений. Поэтому иногда вы можете получать сообщения о том, что выходите за пределы тех параметров, когда возможно установить верные значения автоматических настроек. Такое сообщение будет отображаться в виде мигающего предупреждения в видоискателе. Вот примеры таких случаев, как в режиме приоритета выдержки, так и приоритета диафрагмы.

Сценарий № 1. Режим приоритета диафрагмы. Допустим, вы решили установить значения ISO 800 и F1.8 в яркий солнечный день, в результате камера сообщит вам, что кадр слишком светлый. Фотоаппарат не может установить соответствующее значение выдержки (самое быстрое). Если вы все-таки сделаете фото, то убедитесь в том, что оно переэкспонировано, о чем камера вас и предупреждала. Выберите более низкое значение ISO или поставьте меньшую диафрагму и попробуйте еще раз, пока предупреждение не исчезнет.

Сценарий № 2. Режим приоритета выдержки. Допустим, съемка происходит в темной комнате с настройками ISO 400 и 1/1000 сек., в данном случае камера не сможет установить верное значение диафрагмы, об этом вы будете уведомлены через сообщение в видоискателе. Для устранения этой проблемы необходимо выбрать низкую скорость затвора и, вероятно, большее значение чувствительности ISO, такое, что б предупреждение исчезло.


Изображение создано в ручном режиме во время ночной фотосъемки

Разнообразие режимов работы современных фотокамер иногда способно обескуражить фотолюбителя. Настраивая свою фотокамеру, многие владельцы DSLR камер обычно выбирают режим либо приоритета диафрагмы или апертуры, либо приоритета скорости затвора или выдержки. Оба этих режима хороши, но только в той или иной конкретной ситуации. Давайте же разберемся, когда именно следует использовать эти режимы.

Во-первых, что такое диафрагма или апертура и скорость срабатывания затвора или выдержка? Если говорить коротко, то апертура - это размер отверстия диафрагмы объектива. Изменение размера этого отверстия регулирует количество света, попадающего на фотоэлементы камеры. Это можно сравнить с глазом человека, который тоже имеет встроенную апертуру известную под названием «зрачок». Когда внешнее окружение имеет слишком яркое освещение, наш зрачок сужается, пропуская на сетчатку гораздо меньше света. Так как окружающее пространство освещено достаточно ярко, наш глаз как бы фильтрует избыток света, позволяя нам четко видеть мир. С другой стороны когда освещения мало, то зрачок расширяется, пропуская как можно больше света. Наш глаз делает это автоматически, фотокамера этого не умеет (пока вы не переключитесь в автоматический режим, а это скучно).

В фотокамере задача апертуры значительно шире, чем простое регулирование количества света, попадающего на фотосенсоры. Апертура также контролирует глубину поля или то, каким образом фотоизображение будет в фокусе. Чем шире (сильнее открыта) апертура, тем будет меньше глубина поля. Маленькая глубина поля будет оставлять меньше объектов в фокусе, однако иногда именно это является желаемым спецэффектом.


Скорость срабатывания затвора – это количество времени, которое в действительности уходит на то, чтобы сделать фотоснимок. Это другой способ контролировать количество света, попадающего на сенсоры фотокамеры. Большая скорость срабатывания затвора пропустит меньше света, маленькая больше. Очень быстрая скорость затвора используется для «выхватывания» объектов в некий момент времени. Очень медленное срабатывание затвора позволяет «протащить» объект по изображению. Благодаря долгой выдержке (очень очень маленькой скорости срабатывания затвора) можно делать поистине фантастические эффекты.

Апертура совместно со скоростью срабатывания затвора будут определять общее количество света, попадающего на сенсоры фотокамеры, и должны быть настроены в соответствии с освещением таким образом, чтобы создать корректную выдержку фотоизображения. На «передержанном» изображении будут присутствовать засвеченные белые участки, на которых ничего не будет видно. Наоборот, на «недодержанном» изображении будут присутствовать темные, практически черные участки, на которых также ничего не будет видно.

Одновременно контролировать скорость затвора и апертуру в ручном режиме (не беря во внимание ISO и другие режимы) для начинающего фотолюбителя бывает весьма проблематично. Даже опытные фотографы могут пропустить интересный момент, нащупывая нужные настройки в ручном режиме. И очень просто передержать или недодержать изображение не имея нужных знаний или достаточно времени при подготовке фотосъемки.

Режим приоритета диафрагмы (апертуры) можно найти выставив на переключателе режима «A» или «Av». Апертура измеряется в так называемых «F-числах». Большинство фотокамер отмеряют F-числа в виде дробей: 1/3 или 1/2. Чем меньше F-число, тем больше открыта диафрагма. Режим приоритета диафрагмы позволяет вам контролировать апертуру, в результате скорость затвора будет установлена автоматически в соответствии с количеством света, поступающем на сенсоры фотокамеры. В этом режиме вы все равно можете изменять другие настройки (например, ISO), но не скорость срабатывания затвора.

Режим приоритета скорости затвора можно найти выставив на переключателе режима «S» или «Tv». Скорость срабатывания затвора измеряется в секундах. В большинстве случаев эти значения укладываются в интервал до одной секунды. Таким образом они будут указываться в долях (например, 1/25, 1/4000). Здесь чем меньше число (или чем больше делитель дроби), тем быстрее скорость затвора. Как и в случае с приоритетом диафрагмы, приоритет скорости затвора позволяет контролировать один из двух световых фильтров вашей фотокамеры, предоставляя автоматике право выбирать настройки другого, основываясь на получаемом количестве света.

Теперь, когда мы знаем, что такое апертура, скорость срабатывания затвора, приоритет диафрагмы и приоритет скорости затвора, осталось ответить на один вопрос, когда следует использовать те или иные настройки?

Ответ на этот вопрос довольно прост. Все зависит от личных предпочтений. Так некоторые фотолюбители большинство своих фотографий делают в режиме приоритета диафрагмы. Почему? Потому что объекты их фотосъемки в основном неподвижны, и при обеспечении достаточной устойчивости фотокамеры (например, использование штатива в ситуациях слабой освещенности) им не приходится опасаться возникновения смазанных очертаний. Кроме этого режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать глубину поля. Так, при фотографировании пейзажей важно чтобы весь пейзаж был в фокусе, а не только передний или задний фон. Если же фотографируется некий объект или человек при хорошем освещении, устанавливая низкое F-число можно, размыв задний фон, добиться объемного выделения центрального персонажа фотографии.

Бывают случаи, когда использование режима приоритета скорости затвора просто необходимо. И первое, что приходит в голову, — это фотографирование движущихся объектов! Спортивные мероприятия, лев, преследующий антилопу в африканской саванне. Все, что быстро движется. В этих случаях вам, как правило, нужно запечатлеть объект в момент времени и избежать его смазывания (размытый фон с быстро движущимся объектом можно получить при помощи специальных приемов). Добиться нужного результата в этом случае можно установив очень быструю скорость срабатывания затвора. Также режим приоритета скорости затвора помогает при фотосъемке людей при слабом освещении (но все же хорошая вспышка лучше).

А почему бы не использовать полностью автоматический режим?
Ну, тогда у вас не будет полного творческого контроля над процессом фотографирования. Апертура и скорость затворы будут устанавливаться на самые безопасные и скучные значения, а изображения будут получаться плоскими и усредненными. Если же вы все же решите использовать полностью автоматический режим, то убедитесь, что у вас работает вспышка.

А почему бы тогда не перейти в ручной режим и не контролировать абсолютно все?
Что ж, ручной режим действительно отличная вещь, и иногда стоит его использовать. Но обычно ручной режим применим в ситуациях, когда можно не спеша выставить экспозиционное число и сделать один-два пробных снимка. Но даже при съемке пейзажей подобный подход может оказаться проблематичным, особенно когда вы пытаетесь получить чистые снимки в «золотые часы». В ручном режиме вы рискуете получить слишком мало или слишком много света. И хотя вы постоянно контролируете на встроенном дисплее по пробным снимкам экспозицию, нет ничего хуже упустить великолепные моменты из-за передержанной/недодержанной экспозиции, либо из-за того, что вы замешкались с управлением камерой.

Итак, теперь ясно, что режимы приоритета диафрагмы и приоритета скорости затвора имеют свои плюсы и минусы и должны использоваться в зависимости от ситуации. Пейзажная HDR фотография и фотографирование статических сцен вообще - ситуация для режима приоритета диафрагмы (при фотографировании HDR изображений очень важно, чтобы глубина поля везде оставалась одинаковой). Для фотосъемки же движущихся объектов, сцен в движении, а также иногда и некоторых людей лучше подходит режим приоритета скорости затвора. Вам же следует попробовать оба эти режима в различных жизненных ситуациях, уже опираясь на новые знания.

Приоритет выдержки — это режим фотокамеры, о котором должен знать каждый. Неважно, хотите ли вы развиваться как фотограф дальше или вам достаточно того, что умеет делать ваша камера при помощи только лишь стандартных режимов, но знать, как правильно фотографировать в тех или иных случаях, никогда не будет лишним. Здесь мы разберём — что такое выдержка, как ей пользоваться, в каких случаях и ситуациях стоит задействовать приоритет выдержки. Постараемся разобрать выдержку в максимально простом и доступном изложении, без применения сложных профессиональных терминов.

Итак, что же такое приоритет выдержки ? Если объяснить на доступном языке и в простых словах, то выдержка — это то время, когда затвор камеры открыт и пропускает свет на матрицу камеры. То есть — выдержка затвора. Чаще всего приоритет выдержки используют для съёмки движущихся объектов, спортивных состязаний и так далее. Камера снимет и запечатлеет всё то, что «увидит» за то время, что вы установили. К примеру, если вы сделаете выдержку 2 секунды при съёмке бегущего человека, то получите смазанную фигуру, так как каждый момент, что бегун находился в каждой из точек пространства, будет запечатлённым на камеру и появится на снимке. Если же вы выберите меньшую выдержку, например, 0.1 секунды, то бегун получится чётким, так как за 0.1 секунды он не продвинется на большое расстояние.

Таким образом, выбирая то или иное время выдержки, вы сможет получать либо художественно-смазанное изображение, либо чёткое, статичное. При съёмке движущихся объектов многие используют выдержку чуть большую, чем нужно, чтобы в снимке чувствовалось движение, а вот чёткий снимок с бегуном или движущемся автомобилем будет выглядеть статичным, будто он не двигается, а стоит на месте.

Кроме того, стоит особое внимание уделить свету ! Примите во внимание, что за определенное количество времени на матрицу попадает не только само изображение, но и количество света. Так, например, если вы снимаете на короткой выдержке в пасмурный день или в помещении, то вы рискуете получить тёмный снимок. Кроме того, приоритет выдержки используют ещё и для съёмки статичных объектов в тёмное время суток. Увеличивая выдержку и фиксируя камеру на продолжительное время, вы получите чёткий и светлый снимок с точно отображёнными данными. Кроме того, чтобы контролировать количество света, можно регулировать настройки диафрагмы. О настройках диафрагмы мы уже писали в статье « «. Таким образом, подобрав максимальный баланс между количеством времени выдержки и шириной раскрытия диафрагмы, можно получить очень красивые и живописные фотографии с хорошей экспозицией.

Съёмка в режиме приоритета выдержки осуществляется тогда, когда главным при съёмке является резкость движущихся объектов, либо, как мы уже говорили выше, качество съёмки при длительной выдержке. В различных камерах данный режим обозначается символами: S (Nikon) или Tv (Canon). Чаще всего выдержку регулируют для таких форматов съёмки, как: спортивные события, фоторепортажи, автомобили, танцы, движущиеся люди, вода, фонтаны, салюты и фейерверки. Кроме того, этот режим используют в таких художественных форматах съёмки, как светографика, светопись, съёмка с проводкой, панорамирование, съёмка с зумированием и так далее.

Выдержка: 1/250 с.

Выдержка: 1/13 с.

Если при съёмке таких объектов вы сомневаетесь, как лучше снимать — на длинной или на короткой выдержке, сделать объект статичным или чуть смазанным и придать ему движения, то лучше всего поэкспериментировать и сделать несколько фото одного и того же места, чтобы потом выбрать то, что вам понравится больше и будет выглядеть живописнее. Также, при съёмке фонтанов и других объектов не забывайте и про диафрагму. При выборе специального режима выдержки и диафрагмы вы сможете тот же фонтан сделать и в фокусе и в нужной вам выдержке, что, естественно, придаст куда большую выразительность фотографии.

Качество снимка во многом зависит от количества света, попавшего на сенсор камеры. На это влияют три параметра: ISO, диафрагма и выдержка. ISO — обозначает чувствительность сенсора камеры. Диафрагма — размер раскрытия. Выдержка — количество времени, в течение которого на сенсор поступает свет. Чтобы грамотно создавать снимки при любом освещении, нужно уметь обращаться с этими тремя параметрами. Но всё же, здесь мы глубже остановимся именно на таком режиме, как приоритет выдержки.

Как зависят друг от друга три параметра в зависимости от освещения ? Если количество света становится меньше (помещение, сумерки, ночь), то выдержка должна увеличиваться, что бы на сенсор попадало как можно больше света. Чтобы уменьшить время выдержки (чтобы не появился эффект смазывания) можно увеличить чувствительность ISO, что само собой компенсирует количество света (большое увеличение ISO может повлечь за собой появление шумов). Для того, чтобы уменьшить выдержку, можно увеличить размер диафрагмы, то есть поставить наименьшее диафрагменное число (подробнее об этом в статье « «), раскрытие диафрагмы поможет проникновению большего количества света, что позволит снизить выдержку. Оперируя такими несложными расчетами и постоянно экспериментируя, подбирая хорошие значения, можно добиться хороших эффектов при любой освещённости.

В режиме приоритета выдержки камера сама выставляет необходимые параметры диафрагмы. Поэтому здесь главной задачей для вас становится выбор необходимого вам времени срабатывания затвора. При экспериментах с выдержкой стоит знать, что здесь существует один подводный камень, который называется «недодержка или передержка». Заключается эта опасность в том, что значений выдержки больше, чем значений диафрагмы, поэтому выбирая то или иное значение, камера автоматически подбирает значение диафрагмы и не найдя соответствия выбирает ближайшее к нему. В итоге получается некий «сбой» в снимке, который может привести к браку фотографии, снимок будет либо затемнён, либо иметь засветы. Однако современные графические программы (Фотошоп, Lightroom и другие) помогут вам исправить эти неприятные моменты.

Хотите путешествовать и не испытывать при этом трудностей с тяжёлым багажом? Приобретайте чемоданы на колёсах. Большой выбор удобных чемоданов, сумок, рюкзаков, кейсов и других полезных вещей вы найдёте в магазине Chemodan.

Автоматический режим Пейзаж

По статистике, большая часть фотоснимков создается не профессионалами, а обычными людьми, скорее всего, далекими от фотографии. В таких условиях от производителей фототехники требуется, чтобы камеры могли делать снимки приемлемого качества при минимальном вмешательстве фотографирующего. Выходом из такого положения стали режимы съемки на фотоаппарате, соответствующие различным ситуациям: «Снег», «Пляж», «Фейерверк» и тому подобные. Использование таких режимов не предполагает наличия специальных знаний. Камера автоматически выбирает параметры, подходящие для каждого сюжета. Однако существует и зона творческих режимов, позволяющих самостоятельно контролировать процесс съемки. Использование таких режимов без специальных знаний затруднительно, но зато с их помощью можно создать действительно прекрасные кадры.

Режим приоритета диафрагмы

Обозначается A (Aperture) или Av (Aperture Value). Такой режим очень удобен при съемке портретов или пейзажей , поскольку позволяет полностью контролировать глубину резко изображаемого пространства. Фотограф устанавливает значение диафрагменного числа, а значение выдержки подбирает автоматика камеры. Чем меньше диафрагменное число, тем больше диаметр диафрагмы, а значит, количество света, поступающего на светочувствительную поверхность, больше.

Как правило, пейзажи фотографируются со штатива , что делает выдержку второстепенным параметром. Поэтому диафрагму можно без опасений закрывать, чтобы получить максимальную глубину резкости. Соответственно, для получения портрета с художественно размытым фоном необходимо уменьшить диафрагменное число.

Режим приоритета выдержки

Обозначается Tv (Time Value) или S (Shutter). В этом случае фотограф оперирует значением выдержки, а диаметр диафрагмы определяет автоматика камеры. Самое популярное применение этого режима - съемка спортивных состязаний . Короткая выдержка позволяет «заморозить» движение спортсмена или сделать фотофиниш. Стоит отметить, что если вы фотографируете бегущего человека сбоку, вам понадобится более короткая выдержка, чем если бы он бежал на вас. Поэтому при невозможности установки коротких выдержек (например, при слабом освещении) нужно тщательнее отнестись к выбору точки съемки.

Режим приоритета выдержки дает возможность запечатлеть и другое явление - медленное изменение чего-либо. Длительная выдержка позволяет зафиксировать движение звезд по небу . Поскольку максимального значения выдержки (как правило, это 30 секунд) для этого недостаточно, следует использовать режим съемки Bulb, который имеется у большинства зеркальных камер. В этом режиме затвор остается открытым до тех пор, пока нажата кнопка спуска.

Говоря о съемке в режиме приоритета выдержки, следует рассказать о так называемой шевеленке - смазывании изображения из-за дрожания рук фотографа. Избежать смазывания изображения при съемке с рук можно, выставив значение выдержки не более чем 1/(фокусное расстояние объектива). Например, при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 мм безопасными будут выдержки короче 1/50 секунды.

При фотографировании с включенной вспышкой следует учитывать выдержку X-синхронизации, то есть минимальное значение выдержки, которое может быть выставлено при использовании вспышки. Значение этой величины можно узнать из инструкции к камере или внешней вспышке.

В режимах приоритета выдержки или диафрагмы можно задействовать функцию безопасного сдвига. Суть ее в следующем. Предположим, в режиме приоритета диафрагмы фотограф установил значение диафрагменного числа F/2,8. При этом освещенность сцены такова, что даже при минимальном значении выдержки количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата, слишком велико. Тогда автоматика камеры, несмотря на запрет изменения диафрагмы, все же увеличит диафрагменное число до нужной величины, что в данном случае предотвратит пересвет кадра. Таким образом, функция безопасного сдвига помогает фотографу избежать ошибок экспозиции.

Съемка в ручном режиме: режим съемки М

Обозначается M (Manual). Фотограф управляет как значениями диафрагмы, так и значениями выдержки. Встроенный экспонометр камеры дает рекомендации: сообщает о переизбытке или недостатке света, не вмешиваясь в процесс фотографирования. Этот режим наиболее сложен в использовании, поскольку от фотографа требуется выбрать все необходимые параметры. Вместе с тем этот режим дает возможность полного контроля процесса съемки и позволяет изменять любые параметры в зависимости от художественного замысла фотографа. Таким образом, вы быстрее разберетесь в том, как полностью использовать все возможности вашего цифрового фотоаппарата.